Факторы, обуславливающие
агрессивное поведение детейСтраница 5
Положение ребенка в системе межличностных связей группе детского сада
По мере того, как дошкольники переходят от преимущественного общения с родителями, которое характерно для “ходячего” детства, к общению со сверстниками, они испытывают воздействие самых разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Общество сверстников имеет огромное значение в формировании взглядов, ценностных ориентаций и поведения ребенка. Оно передает своим членам разнообразную информацию, корректирует самооценку ребенка и представляет ему модели для подражания - детское общество способно регулировать поведение детей, оказывать им психологическую поддержку. Социальные ожидания детской группы заставляют ребенка вести себя в соответствии с ними.
Приход дошкольника в детский сад существенно меняет всю ситуацию его социального развития. Группа детского сада - первая организованная группа детей, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, самостоятельной их деятельности. Она выполняет целый ряд функций в процессе социализации дошкольника, в том числе регулирует поведение ребенка по отношению к сверстникам, учит его разрешать конфликты социально-приемлемыми способами, нормализует и корректирует влияние неблагополучной семьи.
Гоффман Розен и Р.Липпитт (1960) выдвинул гипотезу, согласно которой потребность в выражении враждебности, возникая главным образом у мальчиков в результате принудительной практики родителей, в группе сверстников смягчается, и наоборот, более действенно выражается у тех детей, которые больше других предоставлены сами себе в своей семье. Общество сверстников предъявляет дошкольнику свои требования, основанные на определенных детских ценностных ориентациях, несколько отличающихся от ценностных ориентаций взрослых. Эмоциональное неблагополучие ребенка в группе детского сада является существенной причиной развития у него агрессивного поведения. Вместе с тем, скованность в контактах, наличие смысловых барьеров в общении с окружающими, дистантность, эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения, с которыми он пришел из семьи, создают неблагоприятные условия для совместной со сверстниками игровой деятельности агрессивного ребенка, способствуют его изоляции в детском коллективе, формированию низкого социального статуса. Неустойчивая самооценка, чувство социальной некомпетенции усиливает эмоциональную напряженность ребенка и вероятность агрессивной разрядки.
Данные исследования А.Смита свидетельствуют, что у низкостатусных и непризнанных сверстниками детей выше агрессивность. Все категорий этих детей испытывают эмоциональное неблагополучие среди сверстников и в большинстве случаев тяжело его переживают.
Углубленное исследование конфликтных отношений дошкольника со сверстниками А.А.Рояк [18] показало, какую большую роль в формировании агрессивности, а также озлобленности и других негативных свойств личности играет неуспех, переживаемый дошкольником в игровой деятельности. Выделяются две основные группы причин, приводящих к конфликтам в общении детей в дошкольном возрасте: 1) недостаточная развитость у ребенка исполнительской стороны деятельности (игровых умений и навыков), а также неумение ребенка строить игровые взаимодействия со сверстниками (уступить игрушку, роль, помочь товарищу), а также невладение положительными формами общения, то есть операционные трудности; 2) изменения мотивационной стороны деятельности, в том числе, преобладание эгоистических мотивов, вытеснение мотивов общения какими-то другими мотивами и целями, несформированность мотивов общения со сверстниками. А.А.Рояк указывает, что неуспех в игровой деятельности не только не деформирует потребность в общении со сверстниками, а, напротив, даже усиливает ее, но вместе с тем нарастают аффективные переживания и агрессивные тенденции в связи с невозможностью удовлетворить какие-то очень существенные для ребенка потребности общения и постепенно общая доброжелательность при оценках качеств сверстников, как правило, резко падает, что является свидетельством качественного негативного изменения отношения детей с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками. В данном исследовании А.А. Рояк было также показано, что уже в дошкольном возрасте можно говорить о преобладании у определенной категории детей эгоистических потребностей, которые сопровождаются обычно низким уровнем нравственного поведения и агрессивными реакциями. Частным примером такого эгоистического мотива является стремление к абсолютному самоутверждению в игре часто с помощью агрессивных действий.
Другое по теме:
Ведущие задачи психологического вмешательства при ДП
формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровлении;
стимулирование личностных изменении;
коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;
создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.
Процесс выполнения заданий часто прерывался вопросами о предполагаемой отметке. Получив положительную оценку (в эксперименте ставились тол ...
Ситуативные методы
влияния
Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния (которые можно использовать на презентации), которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что хотят предложить.
Повлиять на поведение и изменить или сформировать стереотипы (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами: ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник диагностики агрессивных проявлений Басса-Дарки
Инструкция: вашему вниманию предлагается 75 утверждений, на которые нужно ответить "да" или "нет".
Пожалуйста, внимательно прослушайте утверждения и ответьте "да", если с данным утверждением вы согласны и "нет", если не согласны. Здесь нет правильных или неправильных ответов.
Старайте ...