Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 5

Положение ребенка в системе межличностных связей группе детского сада

По мере того, как дошкольники переходят от преимущественного общения с родителями, которое характерно для “ходячего” детства, к общению со сверстниками, они испытывают воздействие самых разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Общество сверстников имеет огромное значение в формировании взглядов, ценностных ориентаций и поведения ребенка. Оно передает своим членам разнообразную информацию, корректирует самооценку ребенка и представляет ему модели для подражания - детское общество способно регулировать поведение детей, оказывать им психологическую поддержку. Социальные ожидания детской группы заставляют ребенка вести себя в соответствии с ними.

Приход дошкольника в детский сад существенно меняет всю ситуацию его социального развития. Группа детского сада - первая организованная группа детей, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, самостоятельной их деятельности. Она выполняет целый ряд функций в процессе социализации дошкольника, в том числе регулирует поведение ребенка по отношению к сверстникам, учит его разрешать конфликты социально-приемлемыми способами, нормализует и корректирует влияние неблагополучной семьи.

Гоффман Розен и Р.Липпитт (1960) выдвинул гипотезу, согласно которой потребность в выражении враждебности, возникая главным образом у мальчиков в результате принудительной практики родителей, в группе сверстников смягчается, и наоборот, более действенно выражается у тех детей, которые больше других предоставлены сами себе в своей семье. Общество сверстников предъявляет дошкольнику свои требования, основанные на определенных детских ценностных ориентациях, несколько отличающихся от ценностных ориентаций взрослых. Эмоциональное неблагополучие ребенка в группе детского сада является существенной причиной развития у него агрессивного поведения. Вместе с тем, скованность в контактах, наличие смысловых барьеров в общении с окружающими, дистантность, эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения, с которыми он пришел из семьи, создают неблагоприятные условия для совместной со сверстниками игровой деятельности агрессивного ребенка, способствуют его изоляции в детском коллективе, формированию низкого социального статуса. Неустойчивая самооценка, чувство социальной некомпетенции усиливает эмоциональную напряженность ребенка и вероятность агрессивной разрядки.

Данные исследования А.Смита свидетельствуют, что у низкостатусных и непризнанных сверстниками детей выше агрессивность. Все категорий этих детей испытывают эмоциональное неблагополучие среди сверстников и в большинстве случаев тяжело его переживают.

Углубленное исследование конфликтных отношений дошкольника со сверстниками А.А.Рояк [18] показало, какую большую роль в формировании агрессивности, а также озлобленности и других негативных свойств личности играет неуспех, переживаемый дошкольником в игровой деятельности. Выделяются две основные группы причин, приводящих к конфликтам в общении детей в дошкольном возрасте: 1) недостаточная развитость у ребенка исполнительской стороны деятельности (игровых умений и навыков), а также неумение ребенка строить игровые взаимодействия со сверстниками (уступить игрушку, роль, помочь товарищу), а также невладение положительными формами общения, то есть операционные трудности; 2) изменения мотивационной стороны деятельности, в том числе, преобладание эгоистических мотивов, вытеснение мотивов общения какими-то другими мотивами и целями, несформированность мотивов общения со сверстниками. А.А.Рояк указывает, что неуспех в игровой деятельности не только не деформирует потребность в общении со сверстниками, а, напротив, даже усиливает ее, но вместе с тем нарастают аффективные переживания и агрессивные тенденции в связи с невозможностью удовлетворить какие-то очень существенные для ребенка потребности общения и постепенно общая доброжелательность при оценках качеств сверстников, как правило, резко падает, что является свидетельством качественного негативного изменения отношения детей с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками. В данном исследовании А.А. Рояк было также показано, что уже в дошкольном возрасте можно говорить о преобладании у определенной категории детей эгоистических потребностей, которые сопровождаются обычно низким уровнем нравственного поведения и агрессивными реакциями. Частным примером такого эгоистического мотива является стремление к абсолютному самоутверждению в игре часто с помощью агрессивных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Виды коммуникационных барьеров. Барьер «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых. Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов: 1. социального поло ...

Выводы и рекомендации
Проведённое нами исследование готовности к школьному обучению гиперактивных детей, позволило сформировать следующие выводы: 1. Гипотеза нашего исследования о более низком уровне готовности к школе гиперактивных детей не подтвердилась. Гиперактивные дети продемонстрировали более высокий уровень школьной зрелости, поэтому мы можем сделать вывод о том, что синдром гиперактивности не влияет на форм ...

Современное понятие самооценки
Развитию современного понятия самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др. Вопросу самооценки в отечественной психологии уделяли и уделяют достаточно много внимания. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость са ...