Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 5

Положение ребенка в системе межличностных связей группе детского сада

По мере того, как дошкольники переходят от преимущественного общения с родителями, которое характерно для “ходячего” детства, к общению со сверстниками, они испытывают воздействие самых разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Общество сверстников имеет огромное значение в формировании взглядов, ценностных ориентаций и поведения ребенка. Оно передает своим членам разнообразную информацию, корректирует самооценку ребенка и представляет ему модели для подражания - детское общество способно регулировать поведение детей, оказывать им психологическую поддержку. Социальные ожидания детской группы заставляют ребенка вести себя в соответствии с ними.

Приход дошкольника в детский сад существенно меняет всю ситуацию его социального развития. Группа детского сада - первая организованная группа детей, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, самостоятельной их деятельности. Она выполняет целый ряд функций в процессе социализации дошкольника, в том числе регулирует поведение ребенка по отношению к сверстникам, учит его разрешать конфликты социально-приемлемыми способами, нормализует и корректирует влияние неблагополучной семьи.

Гоффман Розен и Р.Липпитт (1960) выдвинул гипотезу, согласно которой потребность в выражении враждебности, возникая главным образом у мальчиков в результате принудительной практики родителей, в группе сверстников смягчается, и наоборот, более действенно выражается у тех детей, которые больше других предоставлены сами себе в своей семье. Общество сверстников предъявляет дошкольнику свои требования, основанные на определенных детских ценностных ориентациях, несколько отличающихся от ценностных ориентаций взрослых. Эмоциональное неблагополучие ребенка в группе детского сада является существенной причиной развития у него агрессивного поведения. Вместе с тем, скованность в контактах, наличие смысловых барьеров в общении с окружающими, дистантность, эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения, с которыми он пришел из семьи, создают неблагоприятные условия для совместной со сверстниками игровой деятельности агрессивного ребенка, способствуют его изоляции в детском коллективе, формированию низкого социального статуса. Неустойчивая самооценка, чувство социальной некомпетенции усиливает эмоциональную напряженность ребенка и вероятность агрессивной разрядки.

Данные исследования А.Смита свидетельствуют, что у низкостатусных и непризнанных сверстниками детей выше агрессивность. Все категорий этих детей испытывают эмоциональное неблагополучие среди сверстников и в большинстве случаев тяжело его переживают.

Углубленное исследование конфликтных отношений дошкольника со сверстниками А.А.Рояк [18] показало, какую большую роль в формировании агрессивности, а также озлобленности и других негативных свойств личности играет неуспех, переживаемый дошкольником в игровой деятельности. Выделяются две основные группы причин, приводящих к конфликтам в общении детей в дошкольном возрасте: 1) недостаточная развитость у ребенка исполнительской стороны деятельности (игровых умений и навыков), а также неумение ребенка строить игровые взаимодействия со сверстниками (уступить игрушку, роль, помочь товарищу), а также невладение положительными формами общения, то есть операционные трудности; 2) изменения мотивационной стороны деятельности, в том числе, преобладание эгоистических мотивов, вытеснение мотивов общения какими-то другими мотивами и целями, несформированность мотивов общения со сверстниками. А.А.Рояк указывает, что неуспех в игровой деятельности не только не деформирует потребность в общении со сверстниками, а, напротив, даже усиливает ее, но вместе с тем нарастают аффективные переживания и агрессивные тенденции в связи с невозможностью удовлетворить какие-то очень существенные для ребенка потребности общения и постепенно общая доброжелательность при оценках качеств сверстников, как правило, резко падает, что является свидетельством качественного негативного изменения отношения детей с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками. В данном исследовании А.А. Рояк было также показано, что уже в дошкольном возрасте можно говорить о преобладании у определенной категории детей эгоистических потребностей, которые сопровождаются обычно низким уровнем нравственного поведения и агрессивными реакциями. Частным примером такого эгоистического мотива является стремление к абсолютному самоутверждению в игре часто с помощью агрессивных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Экспериментальное исследование взаимоотношений с матерью и агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды. Задачи исследования: 1. Исследовать про ...

Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим
Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объектам является результатом социализации и профессионализации субъекта и приобретает определенную значимость в деятельности человека [42]. Экономическое сознани ...

Экономическая идентичность, ее структура
Определяя экономическую идентичность, следует рассматривать ее как часть продукта экономического самосознания, которая представляет собой экономико-психологическую категорию, относящуюся к результату определения человеком своего положения в системе экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, являющихся, согласно У. Джеймсу, центральными базовыми отношениями личности [11]. С ...