Факторы, обуславливающие
агрессивное поведение детейСтраница 2
Хотя некоторые факторы довольно убедительно подтверждают существование связи между склонностью к агрессии и набором половых хромосом, существует сравнительно мало данных, свидетельствующих о том, что половые хромосомы играют решающую роль в формировании агрессивного поведения.
Химические состав крови еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Алкоголь и наркотические вещества усиливают агрессивность, снижая уровень вменяемости личности, а также ослабляя способность учитывать последствия совершаемых действий.
Итак, существуют весомые биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие возникновению агрессии.
Наиболее неблагоприятным для позитивного развития личности ребенка можно считать сочетание биологических факторов риска с другими факторами, которые мы рассмотрим ниже.
Фактор пола
Большинство исследователей детской агрессии интересовал вопрос характерных особенностей агрессивных проявлений мальчиков и девочек. Говоря о широком диапазоне агрессивных реакций у маленьких детей (оскаливание зубов, громкий крик, топание ногами и т.п.). Е.М. Гаспарова считает, что реальные попытки ударить, укусить более характерны для мальчиков, а попытки оцарапать, ущипнуть, вцепиться в волосы чаще имеют место у девочек. Еще в 1931 г. Ф.В. Гуденаф изучала проявление гнева и агрессивности у детей в возрасте от 12 месяцев до 4 лет и ею было установлено, что в 3 года вспыльчивость и взрывы гнева у мальчиков наблюдались в 3 раза чаще, чем у девочек.
Н.Дэйв (1934) проанализировал 200 ссор 40 дошкольников подтвердил вывод Гуденаф о том, что мальчики больше ссорятся, чем девочки. Кроме того, данные этого исследования свидетельствуют, что ссоры происходят более часто между детьми одного пола, и у более старших детей их меньше, но они продолжительнее по времени. С.Фишбек наблюдала игры маленьких детей в США, Швейцарии и Эфиопии и также установила большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками. А.Барух исследовал агрессивные проявления детей в игре с куклой и друг с другом. В его исследовании было обнаружение, что мальчики дрались чаще девочек и друг друга они били не так как они били девочек. К тем же выводам пришли Е. Холленберг и М. Спэрри (1950).
Однако есть ряд работ, подтверждающих проявление агрессивности у девочек под влиянием тех или иных факторов. В частности, в своей работе Р.Р. Сирс, Д.В. Уатинг, В. Ноулис и П.С. Сирс (1953), в дальнейшем Е. Маккоби и К. Левин (1957) получили положительную корреляцию между наказанием матери и выраженностью агрессивного поведения со стороны как мальчиков, так и девочек в детском саду.
Х. Хекхаузен также указывает на существование половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиков и девочек 8-11-15 лет. Девочки двух старших групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения.
К. Бютнер, отмечая соотношение вербальной и физической агрессии - указывал, что у мальчиков преобладает физическая агрессия, у девочек - вербальная.
Целый ряд исследований: Р. Сирс, Пиентлер и П. Сирс (1946), Е. Холенберг и М. Спэрри (1950), Дж. Уолтерс, Л. Пирс и Л. Дамс (1957), А. Бандура и Д.Уолтерс (1969), хотя и обнаружили большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но это ими объясняется разными для первых и вторых социально-одобряемыми моделями поведения. Одной из причин меньшей агрессивности девочек, как считают некоторые авторы (Х. Коч, В. Вайтинги) является их большая степень взаимодействия с малышами (во всех 6 изучаемых культурах - девочек привлекали гораздо чаще к воспитанию маленьких детей, чем мальчиков).
Другое по теме:
Занятие №5 «Музыкандия»
Материалы:
плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, музыка, магнитофон, повязки на глаза.
Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим нашечетвертое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?
“Корабль и ветер”
Цель: настроит ...
Правило «Не навреди»
В своей профессиональной деятельности психолог и психотерапевт исходит из интересов клиента.
Психолог должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог обращается к коллеге за супервизией.
Если личная проблема психолога становится непреодолим ...
Почему?
«…Чтобы получить признание, тебе надо только умереть.
Посмотри на историю: кого ты там видишь?
Великих мертвецов.
Когда ты мертв, это становится интересно…»
Мультфильм из Интернета
Прежде всего, я думаю, стоит объяснить, почему эта глава называется так странно. Просто вопрос «Почему?» чаще всего задают друзья и родственники суицидентов.
А действительно, почему? Что заставляет молодых, физ ...


