Идентичность личности
Страница 1

Психология » Социализация личности » Идентичность личности

Одна из проблем, стоящая перед современным человеком, - построение образа «Я», конструирование собственной идентичности. В связи с разрушением стереотипов, ценностей, норм поведения, лежащих в основе идентичности, проблема выбора норм, ценностей и самоопределения становится актуальной. Представление об идентичности как о непротиворечивости и постоянстве проявлений личности получило свое развитие в работах ряда авторов.

Эриксон определял идентичность как внутреннее постоянство и тождественность личности. В настоящее время идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении (4).

Waterman рассматривает идентичность с динамической и содержательной сторон:

1. процесс формирования идентичности зависит от средств, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности.

2. идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, выбираемых человеком.

Каждый выбранный элемент относится к какой-либо сфере человеческой жизни. Waterman выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:

1. Сфера выбора профессионального пути;

2. сфера принятия и переоценки религиозных и моральных убеждений;

3. сфера выработки политических взглядов;

4. сфера принятия социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

Большинство характеристик и свойств, образующих идентичность, культурально обусловлены. В некоторых культурах допускается возможность сочетания несочитаемых признаков.

Интерес к проблемам идентичности в современном обществе обусловлен происходящими изменениями, способствующими росту состояний, связанных с трансформацией идентичности. Эти процессы вызывают изменение личности человека, приводят к нарушениям его поведения и социальной адаптации. Особенно уязвимыми оказались люди с негативно трансформированной идентичностью (при пограничных личностных расстройствах, посттравматических стрессововых расстройствах).

Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял:

а) Эго-идентичность

б) позитивную идентичность

в) негативную идентичность

De Levita различает следующие формы идентичности:

1. Базисная. Она определяется такими условиями, как принадлежность к определенной расе, национальности, группе, полу. Эти исходные характеристики формируют соответствующие элементы идентичности.

2. Приобретенная. Эта идентичность возникает на основе собственных профессиональных достижений, связей и ориентаций.

3. Ролевая. Под этим видом идентичности понимают выполнение ролей, усвоенных в ходе развития. Они могут быть заимствованы у кого-либо или быть обусловленными ожиданиями окружающими.

Для построения своей модели идентичности Marcia использовал два параметра:

· наличие или отсутствие кризиса, то есть, состояния поиска идентичности

· наличие или отсутствие составляющих идентичности, то есть, личностно значимых целей, ценностей, убеждений, относительно себя и своей жизни

В разработанной модели Marcia выделяет четыре статуса идентичности:

1. Достигнутая идентичность – возникает у человека, который прошел связанный с кризисом период самоанализа и в результате приобрел определенную систему ценностей и убеждений. Он знает, кто он, к чему стремится, что следует делать. Таким людям обычно свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Проблема связи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте. Анализ подходов к изучению способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии
Современный подход к проблемам прогнозирования складывался постепенно. Одна из первых работ, в которой вопросы, связанные с прогнозированием, получили свое научное освещение, - книга Г. Уэллса "Предвидения", изданная в 1901 г. В 30-е гг. 20в. наметились ростки научно обоснованного объяснения способности человека к опережающему отражению. Объективная возможность для научного прогнозиров ...

Слуховой путь человека
В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его ...

Особенности профессиональной мотивации у подростков
Поскольку процесс формирования мотива (мотивация) связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива. Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности. Важно, что в мотивах подростков с ...