Идентичность личностиСтраница 3
4. Социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, на протяжении столетий принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому, аристократические слои общества – выше плебейских и т.д.
5. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно-значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой - порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.
6. Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группы, к которой в данный момент принадлежат, и присоединится к более высоко оцениваемой группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.
Таковы основные характеристики социальной идентичности, которая вместе с личностной идентичностью образует единую когнитивную систему «Я-концепцию». В целях приспособления к различным ситуациям «Я-концепция» регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Большая выраженность в самосознании социальной идентичности и влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Основной чертой последнего является то, что оно контролируется восприятием себя и других с позиций принадлежности к социальным категориям. Как только на первый план в «Я-концепции» выходит социальная идентификация, личность начинает воспринимать себя и членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.[7]
Категории «Я-концепции» базируются на восприятии внутригруппового сходства и межгруппового различия.
Для социальной составляющей «Я-концепции» важны три условия самокатегориза-ции:
1. Высший уровень – категоризация себя как человеческого существа, обладающего общими чертами со всеми представителями человеческого вида, в отличии от других форм жизни и нежизни.
2. Промежуточный уровень – ингрупповая – аутгрупповая - категоризация, основанная на сходстве или различии между людьми, определяемыми как члены именно этих социальных групп, а не каких-то других;
Низший уровень – личностная самокатегоризация, основанная на отличии себя как уникального индивида от других членов своей группы.
С позиции личностной категоризации человек отказывается воспринимать сходство между группами и соответственно сходство между собой и членами как «своей» так и «чужой» группы. С позиции групповой идентичности не воспринимаются различия, имеющиеся на более низком уровне, поэтому члены другой группы представляются сходными, а восприятие себя максимально сближается с восприятием членов своей группы.
Другое по теме:
Анализ и интерпретация результатов особенностей взаимосвязи
экономико-психологических характеристик и отношения к деньгам с эмоциональным
компонентом субъективного благополучия у сотрудников государ
Для выявления особенностей взаимосвязи экономико-психологических характеристик с отношением к деньгам и субъективным благополучием нами был использован критерий ранговой корреляции Спирмена (приложение 9).
Так, было выявлено, что с возрастом снижается желание повышать собственный уровень доходов (k= -0,358, при p=0,058). Так же с возрастом и уровнем образования меняются представления о ценностя ...
Понятие о формах мышления и логических формах.
Познание представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. Однако это отражение не является зеркальным.
По характеру отражения в процессе познания в общем случае выделяют две ступени, которые тесно связаны между собой: чувственное познание (первая ступень) и абстрактное мышление, или логическое познание (вторая ступень).
Чувственное познание – это познание, в котором дей ...
Анализ результатов эмпирических исследований
После проведения эксперимента по теме исследования были получены определенные результаты, которые позволили сделать следующие выводы.
Рассматривая результаты первого эксперимента, на основе полученных данных можно сделать следующие выводы: повторение воспроизводимого текста испытуемым было более точным в том случае, в котором воспроизводимы текст был каким – либо образом интересен оптанту. Такж ...


