Состояния одержимости

"В этой разновидности надличностного кризиса люди испытывают отчётливое ощущение, что их психика и тело захвачены и контролируются сущностями и энергиями, которые они воспринимают как приходящие извне, враждебные и беспокоящие. Это могут оказаться мятущиеся развоплощённые сущности, демонические существа или злые люди, овладевшие ими при помощи чёрной магии и колдовских процедур" [9, С.60].

Подобные состояния различаются по типам и степеням. Бывает само ощущение одержимости остаётся скрытым. В этих случаях проблема проявляется в форме тяжёлой психопатологии – антисоциальное или криминальное поведение, суицидальная депрессия, жажда убийства или саморазрушительное поведение, хаотические и извращённые сексуальные побуждения, избыточное употребление алкоголя и наркотиков. Только после терапии, ведущей к прорыву скрытых переживаний, выясняется, что в основе этих проблем лежит состояние одержимости [9, С.61].

"В середине психотерапевтического сеанса лицо человека, который одержим, может перекоситься и принять вид "маски зла", а в глазах появляется дикое выражение. Руки и тело начинают сводить странные судороги, а голос может измениться и приобрести совершенно иное звучание. Когда этой ситуации позволяют развиваться, психотерапевтический сеанс начинает становиться поразительно похожим на экзорцистские процедуры католической Церкви или ритуалы изгнания злых духов в примитивных культурах. Разрешение часто наступает после драматических эпизодов удушья, рвоты, неистовой физической активности или даже временной утраты самоконтроля. Процессы такого рода могут быть необычайно целительными и преображающими и нередко приводят к глубокой духовной перестройке переживающего их человека" [9, С.61].

Человек, ощущающий воздействие непонятной чуждой ему силы, часто прилагает огромные усилия, чтобы бороться с ней. Он может испытывать сильный испуг и одиночество – родственники, друзья, а часто и психотерапевты избегают контактов с ним, испытывая к нему смесь метафизического страха и морального отвращения [9, С.61-62].

Состояния одержимости относятся к проявлениям духовного кризиса, потому что в них мы видим вторжение сил надличностной природы. Эти силы вызывают очень негативные формы поведения, но достигая их полного раскрытия и понимания можно достичь удивительного исцеления [9, С.62].

Другое по теме:

Мотивация в работах отечественных ученых
В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как ...

Ричард Шведер: Интенциональные миры
Центральным понятие теории Шведера является понятие интенциональности как основной характеристике опытно переживаемой нами реальности. Слово “intentional” может быть переведено как “сконструированный”, “вымышленный”, следовательно “интенциональный мир” - “вымышленный мир” или “сконструированный мир” - сконструированный посредством культуры, вымышленный на основании тех или иных культурных паради ...

Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками.
В период адаптации к школе общение с одноклас­сниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с то­бой за партой?» Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будт ...