Современная классификация отклонений в развитии
Классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования.
Нарушения развития (дизонтогении)
Время возникновения Врожденные Приобретенные
Обратимость Обратимые Частично обратимые
Необратимые
Характер психического дизонтегинеза Ретардация Асинхрония
Онтогенез - процесс индивидуального развития организма от момента зарождения до конца жизни. В 1927 году Швальбе впервые ввел термин «дизонтогенез» для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма. Впоследствии термин «дизонтогенез» приобрел более широкое значение. Дизонтогенез - отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Ковалев В.В. употребляет понятие «психический дизонтогенез», применяя его к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в рез-те расстройства созревания структур и функций Г.М.
Психический дизонтогенез - нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри отдельных сфер.
С точки зрения клинико-психологического подхода выделяют 2 группы нарушений в развитии:
Ретардация – замедление, отставание психического развития любого происхождения, нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Выделяют общую (тотальную) и частичную (парциальную) разновидности ретардации. Асинхрония - выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других, что приводит к дисгормонии стр-ры психики, ее искажению и диспропорциональности. При этом асинхронию следует отличать от физиологической гетерохронии, что наблюдается при нормальном психическом развитии. Ушаков рассматривает как один из вариантов асинхронии - Акселерацию, когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выраженным опережением, обычно - это опережающее развитие способности к какой-либо деятельности (интеллектуальной, творческой), функции (н-р, сексуальной) у ребенка при наличии или отсутствии признаков патологии.
Сложная асинхрония, где ретардация одних функций способствует акселерации других.
Ковалев добавляет к рассмотренным группам дизонтогенеза еще одну, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования (мутизм,
Понятие материнской депривации. Особенности психического развития детей при материнской депривации и профилактика.
Другое по теме:
Элементы психокоррекционной ситуации
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психоко ...
Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах
Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности [10].
Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регул ...
Вывод
1. Феномен суицидальной активности рассматривается как в общих трех подходах: социологический, психопатологический и социально-психологический. Так и как объяснение суицидальной активности (термин разработанный школой Ю.Р. Вагина) в рамках авитальной активности.
2. Для подросткового возраста, в отличие от других возрастных форм, характерны такие особенности, как период интенсивных психологическ ...


