Современная классификация отклонений в развитии
Классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования.
Нарушения развития (дизонтогении)
Время возникновения Врожденные Приобретенные
Обратимость Обратимые Частично обратимые
Необратимые
Характер психического дизонтегинеза Ретардация Асинхрония
Онтогенез - процесс индивидуального развития организма от момента зарождения до конца жизни. В 1927 году Швальбе впервые ввел термин «дизонтогенез» для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма. Впоследствии термин «дизонтогенез» приобрел более широкое значение. Дизонтогенез - отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Ковалев В.В. употребляет понятие «психический дизонтогенез», применяя его к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в рез-те расстройства созревания структур и функций Г.М.
Психический дизонтогенез - нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри отдельных сфер.
С точки зрения клинико-психологического подхода выделяют 2 группы нарушений в развитии:
Ретардация – замедление, отставание психического развития любого происхождения, нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Выделяют общую (тотальную) и частичную (парциальную) разновидности ретардации. Асинхрония - выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других, что приводит к дисгормонии стр-ры психики, ее искажению и диспропорциональности. При этом асинхронию следует отличать от физиологической гетерохронии, что наблюдается при нормальном психическом развитии. Ушаков рассматривает как один из вариантов асинхронии - Акселерацию, когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выраженным опережением, обычно - это опережающее развитие способности к какой-либо деятельности (интеллектуальной, творческой), функции (н-р, сексуальной) у ребенка при наличии или отсутствии признаков патологии.
Сложная асинхрония, где ретардация одних функций способствует акселерации других.
Ковалев добавляет к рассмотренным группам дизонтогенеза еще одну, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования (мутизм,
Понятие материнской депривации. Особенности психического развития детей при материнской депривации и профилактика.
Другое по теме:
Теории памяти
В последние несколько десятилетий в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти о ...
Психологические механизмы и технология переговорного процесса
Переговорный процесс — специфический вид совместной деятельности. Ее особенность заключается в том, что цели и интересы, а тем более позиции сторон не совпадают. Специфика состоит также в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим, вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры как социально-психологический процесс имеют психологические механизмы и технологию пр ...
Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...


