Современная классификация отклонений в развитии

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Современная классификация отклонений в развитии

Классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования.

Нарушения развития (дизонтогении)

Время возникновения Врожденные Приобретенные

Обратимость Обратимые Частично обратимые

Необратимые

Характер психического дизонтегинеза Ретардация Асинхрония

Онтогенез - процесс индивидуального развития организма от момента зарождения до конца жизни. В 1927 году Швальбе впервые ввел термин «дизонтогенез» для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма. Впоследствии термин «дизонтогенез» приобрел более широкое значение. Дизонтогенез - отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Ковалев В.В. употребляет понятие «психический дизонтогенез», применяя его к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в рез-те расстройства созревания структур и функций Г.М.

Психический дизонтогенез - нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри отдельных сфер.

С точки зрения клинико-психологического подхода выделяют 2 группы нарушений в развитии:

Ретардация – замедление, отставание психического развития любого происхождения, нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Выделяют общую (тотальную) и частичную (парциальную) разновидности ретардации. Асинхрония - выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других, что приводит к дисгормонии стр-ры психики, ее искажению и диспропорциональности. При этом асинхронию следует отличать от физиологической гетерохронии, что наблюдается при нормальном психическом развитии. Ушаков рассматривает как один из вариантов асинхронии - Акселерацию, когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выраженным опережением, обычно - это опережающее развитие способности к какой-либо деятельности (интеллектуальной, творческой), функции (н-р, сексуальной) у ребенка при наличии или отсутствии признаков патологии.

Сложная асинхрония, где ретардация одних функций способствует акселерации других.

Ковалев добавляет к рассмотренным группам дизонтогенеза еще одну, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования (мутизм,

Понятие материнской депривации. Особенности психического развития детей при материнской депривации и профилактика.

Другое по теме:

Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)
Данная методика направлена на выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятия 6-7 летним ребенком возрастного статуса. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила п ...

Факторы и механизмы конфликтного поведения личности
Факторы конфликта можно подразделить на объективные и субъективные. Объективные факторы, проявляющиеся как во внешней среде по отношению к личности, так и внутриличностными моментами, создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками кон ...

Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца
В течение уже первых двух месяцев жизни у ребенка интенсивно развиваются движения глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Акт смотрения развивается таким путем: в 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но взор ребенка на предмете остановить еще очень трудно; в 3-5 недель возникает задержка взора на предмете, хотя и очень незначительная; в 4-5 недель ребенок уже ум ...