Современная классификация отклонений в развитии

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Современная классификация отклонений в развитии

Классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования.

Нарушения развития (дизонтогении)

Время возникновения Врожденные Приобретенные

Обратимость Обратимые Частично обратимые

Необратимые

Характер психического дизонтегинеза Ретардация Асинхрония

Онтогенез - процесс индивидуального развития организма от момента зарождения до конца жизни. В 1927 году Швальбе впервые ввел термин «дизонтогенез» для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма. Впоследствии термин «дизонтогенез» приобрел более широкое значение. Дизонтогенез - отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Ковалев В.В. употребляет понятие «психический дизонтогенез», применяя его к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в рез-те расстройства созревания структур и функций Г.М.

Психический дизонтогенез - нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри отдельных сфер.

С точки зрения клинико-психологического подхода выделяют 2 группы нарушений в развитии:

Ретардация – замедление, отставание психического развития любого происхождения, нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Выделяют общую (тотальную) и частичную (парциальную) разновидности ретардации. Асинхрония - выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других, что приводит к дисгормонии стр-ры психики, ее искажению и диспропорциональности. При этом асинхронию следует отличать от физиологической гетерохронии, что наблюдается при нормальном психическом развитии. Ушаков рассматривает как один из вариантов асинхронии - Акселерацию, когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выраженным опережением, обычно - это опережающее развитие способности к какой-либо деятельности (интеллектуальной, творческой), функции (н-р, сексуальной) у ребенка при наличии или отсутствии признаков патологии.

Сложная асинхрония, где ретардация одних функций способствует акселерации других.

Ковалев добавляет к рассмотренным группам дизонтогенеза еще одну, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования (мутизм,

Понятие материнской депривации. Особенности психического развития детей при материнской депривации и профилактика.

Другое по теме:

Психологические факты, выявленные в настоящем исследовании
1. На данном этапе исследования верифицировались рабочие гипотезы - О взаимосвязи агрессивности и экстрапунитивных реакций с фиксацией на самозащите; - о значимой взаимосвязи тревожности и интропунитивных реакций с фиксацией на самозащите; - о значимой связи ригидности с импунитивными реакциями с фиксацией на препятствии; - о значимой взаимосвязи фрустрации с экстрапунитивными реакциями с фи ...

Теоретический обзор литературы по психологии тревожности. История развития психологии тревожности
Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности в психологии, как в научном, так и в клиническом плане впервые была поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда [60, 61]. Взгляды Фрейда в отношении тревоги и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от Серена Кьеркегора [28]. Оба признавали необходимость разграничения тревоги и страха, считая, что ...

Психологические условия успеха на переговорах
Существует ряд психологических условий, которые повышают шансы на успех при решении проблемы посредством диалога. 1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор. Хотя некоторые специалисты считают, что личностные особенности участников незначительно влияют на результативность переговоров (В. Уинхэм), большинство ученых придерживается иной точки зрения. Основываясь на ...