Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 7

Стиль воспитательных воздействий взрослых

Стили воспитания и особенно их крайние проявления - демократический и авторитарный, ярко проявляются взрослыми воспитывающими ребенка (родителями, воспитателями детского сада) в способах поддержания дисциплины и контроля за поведением ребенка. Д.Креч, Р.Кратчфилд, Н.Ливсон подчеркивают необходимость способа поддержания дисциплины, основанного на любви: Такой вид поддержания дисциплины, как указывают авторы, подразумевает адекватное проявление любви к нему, постоянное искреннее и заинтересованное общение с ребер-ком, объяснение, обсуждение, словесное неодобрение, если поведение ребенка этого заслуживает, интерес к движущим мотивам случаев агрессии, предложение возможных путей действия, похвалу за хорошее поведение. Они утверждают, что ''любящий стиль” дает ребенку возможность учиться и взрослеть с уверенностью в себе и гибкостью”. Особое место в процессе выработки доброжелательного дисциплинированного поведения ребенка без проявления агрессии, как отмечалось, занимает семья. Именно здесь в последние десятилетия наблюдаются процессы, искажающие развитие позитивных межличностных отношений, основанных на любви и доверии друг другу.

Если традиционная педагогика ориентируется на наказание и строгость, то в педагогике, основанной на любви, хотя и более завуалировано, прослеживается стремление взрослого посредством определенной организации своих воздействий предупредить нежелательные проявления, которые неизбежны в поведении ребенка. Вместе с тем демократический стиль воспитания - это не вседозволенность. В исследовании Р. Сирса, Е. Маккоби, К. Левина показано, что наиболее снисходительные злоупотребляющие вседозволенностью, а также наиболее требовательные, авторитарные родители имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Эти данные выглядели парадоксальными, так как ранее считалось, что снисходительность способствует уменьшению тревоги и чувства вины, а также уменьшению агрессии, а при суровом наказании агрессивность детей обусловлена, с одной стороны, появлением враждебности и, соответственно, усилением агрессивности в ответ на суровое наказание, а с другой - ярко представленным примером агрессивного поведения родителей.

Многие психологи, приходят к мысли о том, что наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий как позитивное отношение наказывающего к наказываемому, принятие наказуемым норм наказывающего, использование очень умеренных доз наказания, понятность, признание справедливости наказания наказываемым и некоторые другие. Эффективность наказания, как способа преодоления агрессивного поведения, кроме того зависит от места агрессии в иерархии поведенческих реакций, интенсивности, времени наказания .

Авторитарный стиль воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает использование строгих наказаний. Проблеме наказания посвящено большое количество работ зарубежных исследований. В отечественной литературе преобладают ссылки на данные зарубежных авторов, отечественные разработки в этой области крайне разрознены. Можно считать установленным, что влияние строгих наказаний на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и опосредовано рядом факторов. Например в лонгитюдном исследовании Л.Эрона было обнаружено, что применяемое наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые сильно идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации оно, напротив, стойко ассоциируется с агрессией. Исследователи констатируют, что мальчиков родители (особенно отец) чаще подвергают физическим наказаниям, причем больше наказывают за агрессию по отношению к взрослым, чем к сверстникам, а сильные наказания воспитывают и большее сопротивление.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Использование автоматических реакций основанных на стереотипах поведения
Прежде всего, все люди склонны поддаваться влиянию, если у них нет времени на тщательное обдумывание своих действий и при этом есть некоторые стимулы, которые запускают в действие стереотипное поведение или «…автоматическое реагирование. Как у животных, так и у людей, данные модели поведения, как правило, приводятся в действие каким-то одним элементом информации» (33). Использовать этот принцип ...

Методический инструментарий
В работе мы использовали несколько взаимодополняющих методик Т. Элерса. Одной из них был тест, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха (Приложение 1). Анкета представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотиваци ...

Экспериментальная часть. Объект, предмет, гипотеза, методы исследования
Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителей. Объект – профессиональный рост педагогов Гипотеза исследования: мы предположили, что молодые неопытные специалисты имеют более высокий уровень парциальной сформированности и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. Методы исследования – методики «Мотивация на успех», «Мотивация на избежа ...