Образ педагога в современной научной литературе. Основные подходы к образу педагога в педагогической психологии
Страница 1

Психология » Исследование образа современного педагога » Образ педагога в современной научной литературе. Основные подходы к образу педагога в педагогической психологии

В самый ранний период духовный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей среды и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помогают увидеть истоки некоторых черт характера даже современного человека. Принятие Русью христианства благоприятствовало приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Обучение детей вначале вели пришлые греки, потом выучившиеся у них русские священники и впоследствии перенявшие у священников учительскую науку дьячки и миряне – «мастера» грамоты. Таким образом, на Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, образ учителя, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своими отношениями к общечеловеческим ценностям, способами передачи их от поколения к поколению. Во время правления Ярослава Мудрого открывались школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII веку школы существовали уже во многих городах Руси.

Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. [8] В XIV – XVI веках на Руси подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялось посредством овладения трудовыми навыками. Учителями становились светские лица – мелкие служители канцелярии, приказные лица, а также представители низшего духовенства – певчие, чтецы, диаконы. За религиозное воспитание детей отвечала церковь. Связь между образованием и церковью все более укреплялась. При этом, как отмечал известный историк П.Р. Каптерев, три черты были свойственны русскому обучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье». Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия. Таким образом, учителем этой эпохи был священнослужитель, который обучал детей исключительно своему делу, это был человек строгий, презирающий светские науки и считающий, что знания детям можно дать только посредством жестокого обращения к ним. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было. Самым образованным сословием было духовенство. В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. В целом в XVII веке в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях. В обязанность учителя входило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. За непослушание учитель наказывал детей, но не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам. Если же учитель допускал проступки, то он не мог быть не только учителем, но и жить в братстве.

В XVI веке, в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские волнения, разруха фактически приостановили экономическое и культурно-образовательное развитие страны. В 1687 году в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия, где серьезно обучалось не только богословие, но и светские науки. Здесь учитель выступал в образе наставника, но наставника жестокосердного, который следовал тем же канонам воспитания, как и в предыдущие времена. В России XVII века появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ, но учителя были сами недостаточно образованными, поэтому не могли дать детям нужный объем знаний. Жестокое обращение все еще имело место в процессе воспитания и обучения. [4]

В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в государстве. Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40 – 60-х годов XVIII века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения. С начала 60-х годов XIX века началась подготовка новой школьной реформы, одним из первых документов которой стало «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». Особое место в «Положении» отводилось вопросу о личности учителя. Право преподавания в училищах получали как лиц духовного звания, так и светские лица, которые должны были получить разрешение на преподавание. Реформы образования привели к эволюции образа учителя. Теперь это были люди более образованные, физические наказания стали использоваться намного реже. К.Д. Ушинский, применительно к России выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Транзактный анализ
США. 1956 год. Расположенный в Сан-Франциско институт психоанализа отказывает в членстве в качестве психоаналитика 46-летнему психиатру Эрику Берну (1910-1970), пятнадцать лет проработавшему в данном направлении. Этот врач, вероятно принявший отказ как весьма болезненный удар, в очередной раз показал нам справедливость древней народной мудрости – "Нет худа без добра". Ведь это обидное ...

Обстоятельства, играющие роль в выборе методик патопсихологического исследования
1. Цель исследования-дифференциальная диагностика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии. Там, где-предполагается шизофренический процесс, применяются одни методики исследования, при обследовании больного эпилепсией с целью установления выраженности интеллектуально- мнестических расстройств - другие. Для многократны ...

Переживание прошлых жизней
"Это явно тот самый вид опыта, который послужил основой для индуисткой веры в перевоплощение и закон кармы. Согласны этому верованию, каждый из нас переживает целую вереницу жизней, а наша нынешняя жизнь определяется достоинствами и недостатками предыдущих жизней и, в свою очередь, формирует нашу судьбу в последующих воплощениях. Разнообразные формы этой концепции существуют во всех великих ...