Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 3

Социокультурный фактор.

Кросскультурные работы М. Мид показали, что агрессия у детей развивается в зависимости от общего отношения к ним в той или иной культуре. Вместе с тем другие работы свидетельствуют, что у детей - представителей разных культур и народов - могут наблюдаться похожие проявления агрессивности по соотношению к сверстникам, причем в пределах одного и того же возраста. Этот период обычно приходится на возраст от 3 до 11 лет. В это время у многих мальчиков агрессивные действия встречается чаще, чем у девочек. Этот факт, вероятно, обусловлен не биологической половой принадлежностью, а культурой, разницей в полоролевом воспитании и обучении. Сама культура воспитания детей разного пола в современном мире такова, что мальчикам чаще прощаются, а девочкам запрещаются агрессивные действия.

Говоря о социально-экономическом статусе отдельных современных европейских семей (С.А. Беличева, обращает внимание на тот факт, что особенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального миролюбивого ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.

Особенности межличностных отношений ребенка в семье

Большое внимание ученых, изучающих агрессию у детей, уделяется анализу конкретных особенностей межличностных отношений и взаимодействия ребенка с генами семьи, которые могут способствовать возникновению и закреплению у него агрессивных проявлений. Известно, что если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла со стороны близких, если воспитывается в атмосфере жестокого давления, то в последующем это, как правило, находит прямое выражение в агрессивных формах поведения детей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Так показано, что на присвоение норм поведения и нравственных ценностей в целом существенно влияет та забота, которую ребенок испытал со стороны взрослых в детстве. Характер и глубина, прочность установившийся между ребенком и взрослым в первые годы жизни эмоциональной связи предопределяет возможность формирования у ребенка потребности в эмоциональных контактах с окружающими людьми, развитие способности к сопереживанию, стремления ребенка к интенсивным контактам, склонность к подражанию заботливому поведению.

Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным “жизненно важным витамином”, дающим ощущение защищенности, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, формирование высокой самооценки ребенка. С другой стороны, недостаток, ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. М.И. Лисина пишет о том, что “атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка”.

Ряд исследователей, сравнивая полные семьи и семьи, где нет отца, пришли к выводу, что моделью агрессии для мальчика, в первую очередь, становится его отец, а поэтому отсутствие отца может препятствовать развитию агрессивного поведения у мальчиков. Поскольку для девочки отец не является моделью поведения, соответствующей ее полу, его присутствие или отсутствие может лишь в незначительной степени влиять на агрессивное поведение его дочери.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Миокинетическая методика Мира и Лопеца
Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью графических движений, известна методика Э. Мира и М. Лопеца, или иначе методика миокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве. Основные принципы миокинетической психодиагностики были сформулированы М. Лопецом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтр ...

Методики исследования
В процессе нашего исследования мы использовали ряд диагностических методик, направленных на выявление гиперактивности и на готовность к школьному обучению. 1. Методика «Определение эмоционально-личностных проблем детей» Для определения гиперактивности разработана методика Петра Успенского «Определение эмоционально-личностных проблем детей», которая, включает в себя 5 критериев: Инфантильная аг ...

Рекомендации по ведению диалога с клиентом
1. Не следует пускаться в излишние объяснения, почему и как задается данный вопрос или обсуждается данная тема в ходе беседы. Если с клиентом установлен контакт, многие вещи воспринимаются буквально с полуслова. К примеру, явно неудачным будет следующее обращение: "В начале беседы вы говорили о том, что ваша жена, с вашей точки зрения, излишне много времени тратит на посещения различных кос ...