Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 3

Социокультурный фактор.

Кросскультурные работы М. Мид показали, что агрессия у детей развивается в зависимости от общего отношения к ним в той или иной культуре. Вместе с тем другие работы свидетельствуют, что у детей - представителей разных культур и народов - могут наблюдаться похожие проявления агрессивности по соотношению к сверстникам, причем в пределах одного и того же возраста. Этот период обычно приходится на возраст от 3 до 11 лет. В это время у многих мальчиков агрессивные действия встречается чаще, чем у девочек. Этот факт, вероятно, обусловлен не биологической половой принадлежностью, а культурой, разницей в полоролевом воспитании и обучении. Сама культура воспитания детей разного пола в современном мире такова, что мальчикам чаще прощаются, а девочкам запрещаются агрессивные действия.

Говоря о социально-экономическом статусе отдельных современных европейских семей (С.А. Беличева, обращает внимание на тот факт, что особенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального миролюбивого ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.

Особенности межличностных отношений ребенка в семье

Большое внимание ученых, изучающих агрессию у детей, уделяется анализу конкретных особенностей межличностных отношений и взаимодействия ребенка с генами семьи, которые могут способствовать возникновению и закреплению у него агрессивных проявлений. Известно, что если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла со стороны близких, если воспитывается в атмосфере жестокого давления, то в последующем это, как правило, находит прямое выражение в агрессивных формах поведения детей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Так показано, что на присвоение норм поведения и нравственных ценностей в целом существенно влияет та забота, которую ребенок испытал со стороны взрослых в детстве. Характер и глубина, прочность установившийся между ребенком и взрослым в первые годы жизни эмоциональной связи предопределяет возможность формирования у ребенка потребности в эмоциональных контактах с окружающими людьми, развитие способности к сопереживанию, стремления ребенка к интенсивным контактам, склонность к подражанию заботливому поведению.

Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным “жизненно важным витамином”, дающим ощущение защищенности, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, формирование высокой самооценки ребенка. С другой стороны, недостаток, ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. М.И. Лисина пишет о том, что “атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка”.

Ряд исследователей, сравнивая полные семьи и семьи, где нет отца, пришли к выводу, что моделью агрессии для мальчика, в первую очередь, становится его отец, а поэтому отсутствие отца может препятствовать развитию агрессивного поведения у мальчиков. Поскольку для девочки отец не является моделью поведения, соответствующей ее полу, его присутствие или отсутствие может лишь в незначительной степени влиять на агрессивное поведение его дочери.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Общее описание клиента
1. Внешность: конституциональные особенности, поза, осанка, одежда, ухоженность, состояние волос и ногтей, насколько у пациента здоровый или болезненный вид, выглядит ли он злобным, испуганным, апатичным, растерянным, высокомерным, или не может найти себе место, уравновешен ли он, выглядит ли молодым или старым, женоподобным (мужеподобным), обнаруживает ли признаки тревожности, потирает ли руки, ...

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
На огромную роль памяти при различных нарушениях зрения указывают В. П. Ермаков и Г. А. Якунин (2000). Это объясняется тем фактом, что слепой и слабовидящий должны запоминать столько же, сколько и зрячий. Слепые и слабовидящие дети, по их мнению, испытывают известные трудности при осуществлении основных процессов памяти, хотя развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям. Долго ...

Процедура эмпирического исследования
Для получения качественных и достоверных результатов вся основная работа по оценки готовности к школьному обучению проводилась в кабинете психолога, в спокойной и непринуждённой обстановке. Все испытуемые чувствовали себя спокойно. Ко всем заданиям отнеслись с большим интересом и ответственностью. Проведённое эмпирическое исследование позволило получить результаты, к описанию и анализу которых ...