Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 1

Биологические, генетические и биохимические факторы

Родившийся ребенок в течение определенного времени продолжает представлять собой в большой степени биологическое существо, несмотря на свою постоянную и сильную зависимость от социального окружения. Как считает Л.С.Выготский [5], необходимо принимать во внимание существование определенных биологических корней агрессивного поведения. Возможно, наиболее веским аргументом при этом может служить признаваемое различными авторами очевидное широкое распространение наиболее примитивных форм физической агрессии на самых ранних этапах онтогенеза. В этот же период развития более чем в 5 раз возрастает физическое насилие, учащаются реакции нападения.

Д.Московитц и А.Шварцман, утверждают, что агрессивности нередко сопутствует плохое здоровье, поскольку, по мнению авторов, с которыми многие не соглашаются, подавление агрессивных тенденций, может приводить к снижению иммунитета. З.Матейчик [16] отмечает, что агрессия более характерна для мальчиков и считает это явление “биологической данностью”, усиленной культурно-воспитательными традициями. Н.Д. Левитов [12], разрабатывая вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивал существенные связи между агрессивностью и повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения. Поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, Н.Д. Левитов полагает, что может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабоконтролируемой возбудимости.

Исследования различных вариантов дисгармонического развития детей подтверждают существенную роль биологических условий в формировании агрессивного поведения (В.В. Лебединский [11], Г.Е. Сухарева [20] и др.).

По данным исследователей клинического и нейрофизического направления, аффективное, в том числе и агрессивное поведение, тесно связано с нарушениями созревания различных структур и функциональных систем головного мозга, составляющих природно-генетические особенности центральной нервной системы ребенка, его темперамента и нейродинамических основ. В материалах исследователей эти параметры определяются условно - как фактор “почвы” (А.А. Калашникова, 1995; К.С. Лебединская, 1988; Г.Е. Сухарева, 1959; И.Н. Татарова 1995).

Как известно склонность к агрессии часто связывают с большой возбудимостью с взрывным холерическим темпераментом. Для типологических возрастных особенностей детей дошкольного периода детства характерны возбудимость, чувствительность (Е.А. Аркин, 1948; А.Я. Кудряшова, 1969; В.С. Кузнецов, 1952 и др.) и быстрая истощаемость нервных клеток, слабость процесса торможения (А.Г. Иванов-Смоленский, 1953; К.С.Лебединская, 1959), то есть высшая нервная деятельность ребенка имеет некоторые характеристики, сходные с проявлениями слабого типа нервной системы (И. Равич-Щербо, 1975).

Аффекты гнева и обиды у возбудимых детей очень легко возникают и повторяются, поскольку, как отмечает А.Н. Леонтьев [13] к аффективным ситуациям не происходит привыкания. Как подчеркивает А.Д. Кошелева [10], в качестве причин аффективности, кроме социальных, могут выступать природные, генетически обусловленные особенности ребенка: высокая чувствительность, предрасположенность к переживанию отдельных эмоций (страха, гнева и т.д.). Однако наблюдались проявления злости, агрессии, недовольства, ревности и у тормозимых, пассивных детей, имеющих трудности в общении. Это поведение отмечалось у тех детей, которые испытывали отрицательное отношение к совместной деятельности и игре со сверстниками (в отличие от возбудимых). Темперамент человека, проявляющийся в самом раннем детстве, обычно не меняется в течение жизни. Существует определенный риск, что у бесстрашного, импульсивного ребенка могут возникать нарушения поведения в подростковом возрасте. В ведении симпатической нервной системы находится наша готовность “драться или удирать”: именно эта нейроструктура по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного реагирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Околосмертный опыт (ОСО)
"Мировая мифология, фольклор и духовная литература изобилуют яркими примерами переживаний, связанных со смертью и умиранием. Специальные священные тексты посвящались исключительно описанию и обсуждению посмертных путешествий – это тибетская "Книга мёртвых", египетская "Книга мёртвых" и их европейский аналог "Ars moriendi" – "Искусство умирания"" ...

Виды памяти.
Человека окружает огромное количество информации, которую нужно каждую секунду обрабатывать и сохранять каким-либо образом. Она поступает к человеку посредством зрения, слуха, осязания и т.д. Но не всегда получается полностью и внимательно рассмотреть объект, поэтому память разделяется на виды. Существуют различные подходы к классификации видов памяти, но в основных чертах они сходятся. В больши ...

Образ педагога в понимании родителей
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя ...