Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 1

Биологические, генетические и биохимические факторы

Родившийся ребенок в течение определенного времени продолжает представлять собой в большой степени биологическое существо, несмотря на свою постоянную и сильную зависимость от социального окружения. Как считает Л.С.Выготский [5], необходимо принимать во внимание существование определенных биологических корней агрессивного поведения. Возможно, наиболее веским аргументом при этом может служить признаваемое различными авторами очевидное широкое распространение наиболее примитивных форм физической агрессии на самых ранних этапах онтогенеза. В этот же период развития более чем в 5 раз возрастает физическое насилие, учащаются реакции нападения.

Д.Московитц и А.Шварцман, утверждают, что агрессивности нередко сопутствует плохое здоровье, поскольку, по мнению авторов, с которыми многие не соглашаются, подавление агрессивных тенденций, может приводить к снижению иммунитета. З.Матейчик [16] отмечает, что агрессия более характерна для мальчиков и считает это явление “биологической данностью”, усиленной культурно-воспитательными традициями. Н.Д. Левитов [12], разрабатывая вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивал существенные связи между агрессивностью и повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения. Поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, Н.Д. Левитов полагает, что может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабоконтролируемой возбудимости.

Исследования различных вариантов дисгармонического развития детей подтверждают существенную роль биологических условий в формировании агрессивного поведения (В.В. Лебединский [11], Г.Е. Сухарева [20] и др.).

По данным исследователей клинического и нейрофизического направления, аффективное, в том числе и агрессивное поведение, тесно связано с нарушениями созревания различных структур и функциональных систем головного мозга, составляющих природно-генетические особенности центральной нервной системы ребенка, его темперамента и нейродинамических основ. В материалах исследователей эти параметры определяются условно - как фактор “почвы” (А.А. Калашникова, 1995; К.С. Лебединская, 1988; Г.Е. Сухарева, 1959; И.Н. Татарова 1995).

Как известно склонность к агрессии часто связывают с большой возбудимостью с взрывным холерическим темпераментом. Для типологических возрастных особенностей детей дошкольного периода детства характерны возбудимость, чувствительность (Е.А. Аркин, 1948; А.Я. Кудряшова, 1969; В.С. Кузнецов, 1952 и др.) и быстрая истощаемость нервных клеток, слабость процесса торможения (А.Г. Иванов-Смоленский, 1953; К.С.Лебединская, 1959), то есть высшая нервная деятельность ребенка имеет некоторые характеристики, сходные с проявлениями слабого типа нервной системы (И. Равич-Щербо, 1975).

Аффекты гнева и обиды у возбудимых детей очень легко возникают и повторяются, поскольку, как отмечает А.Н. Леонтьев [13] к аффективным ситуациям не происходит привыкания. Как подчеркивает А.Д. Кошелева [10], в качестве причин аффективности, кроме социальных, могут выступать природные, генетически обусловленные особенности ребенка: высокая чувствительность, предрасположенность к переживанию отдельных эмоций (страха, гнева и т.д.). Однако наблюдались проявления злости, агрессии, недовольства, ревности и у тормозимых, пассивных детей, имеющих трудности в общении. Это поведение отмечалось у тех детей, которые испытывали отрицательное отношение к совместной деятельности и игре со сверстниками (в отличие от возбудимых). Темперамент человека, проявляющийся в самом раннем детстве, обычно не меняется в течение жизни. Существует определенный риск, что у бесстрашного, импульсивного ребенка могут возникать нарушения поведения в подростковом возрасте. В ведении симпатической нервной системы находится наша готовность “драться или удирать”: именно эта нейроструктура по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного реагирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте
Последний этап эмпирического изучения является аналитическим. Он направлен на подведение итогов исследования и более открытое описание выводов по проделанной эмпирической работе. При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 ( 31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию. ...

Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействию
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д. Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать ...

Содержание и методика коррекционной работы по развитию памяти у детей с нарушением зрения посредством предметно-практического обучения
Целью нашей коррекционно-развивающей работы стало развитие памяти и увеличение продуктивности мнемических процессов запоминания, узнавания и воспроизведения на занятиях предметно-практического обучения. Задачами нашей коррекционно-развивающей работы стали следующие: – создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей; – осуществление сенсор ...