Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 6

Некоторые авторы указывают, что причиной повышенной агрессивности детей могут быть особенности организации их групповой жизнедеятельности: слишком большая численность детей в группе, нехватка подсобного материала и оборудования, ограниченность пространства, плохая организация занятий - то есть те условия, которые, в принципе, поддаются регулированию со стороны воспитателей.

Приведенные данные свидетельствуют, что группа детского сада для ребенка, ее посещающего, обладает огромным воспитательным потенциалом воздействия на становление психологических особенностей его личности, развития поведения, соответствующего нравственным нормам и от благополучия его положения в среде детей во многом зависит агрессивность или доброжелательность в отношении со сверстниками.

Внутреличностные факторы

В качестве внутриличностных факторов, способствующих возникновению агрессии, может выступать стремление ребенка отстоять свою самостоятельность, защитить свое “Я”, - здесь агрессия проявляется как защитный механизм. Среди внутриличностных причин следует указать как считают В.Ситаров и В.Маралов, противоречивость “Я-концепции”, глубокий эмоциональный дискомфорт, которые побуждают ребенка избавиться от такого дискомфорта, что он делает через агрессивное отношение к другим людям. А также причиной могут быть угрожающие личности факторы (оскорбления со стороны других, нападение, что вызывает ответную агрессивную реакцию). Агрессия может возникать и в случае ощущения ребенком своей незащищенности, брошенности, чувства одиночества, а также быть следствием утомления, перенапряжения.

Анализ личностных факторов детской агрессивности будет неполным без учета такого феномена, как фрустрация. Изучение роли данного феномена и возникновение агрессии, как следствия фрустрации, посвящено целое направление в зарубежной психологии, о чем мы уже писали ранее. В.В.Лебединский и соавторы считают, что эпизодические проявление агрессии у детей в норме чаще всего провоцируются попаданием индивида в ситуацию фрустрации. К числу других, альтернативных агрессии способов поведения в ситуации фрустрации можно отнести, в частности, депрессию аффективного типа, уход из ситуации и т.д. Одной из типичных черт фрустрации является эмоциональность, которая у детей проявляется в большей степени, чем у взрослых в связи с тем, что дети, попавшие в ситуацию фрустрации обладают меньшими возможностями приспособления. Это создает почву для возникновения сильной эмоциональной реакции. Можно предположить, что эта особенность детской психики, а также то обстоятельство, что чувства, эмоции ребенка еще очень тесно связаны с действием, лежат в основе столь широко распространенной в детстве физической агрессии.

Закрепление негативных переживаний (раздражения, страхов, недовольства), по мнению многих исследователей, при определенных условиях ведет к появлению таких черт личности как агрессивность, или боязливость и т.д. К.Бютнер считает, что нельзя блокировать отрицательные эмоции - они должны найти выход социально-приемлемыми способами. Вместе с тем проведено много исследований, главным образом в русле бихевиористского направления, доказывающих, что так называемая фрустрация у детей очень часто не ведет за собой агрессию.

Некоторые психологи прогнозируют неблагополучное развитие личности по ряду симптомов. Так М.Раттер относит к числу прогностически неблагоприятных психологических особенностей личности и поведения агрессивных детей такие проявления как агрессивность по отношению к незнакомым людям и лицам, обладающим авторитетом, недостаток внимания к чувствам окружающих, грубость и черствость, слабо выраженная тенденция к реагированию на похвалу и поощрение, болезненное самолюбие, серьезное отставание в усвоении знаний в интеллектуальном развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию воображения у детей 5-6 лет. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи: 1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста 2) оценить степень эффективности предложенной системы ...

Кратковременная и долговременная память
Рассмотрим подробнее кратковременную и долговременную память. Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием. Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способ ...

Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...