Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста
Страница 1

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста

Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию воображения у детей 5-6 лет. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:

1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

2) оценить степень эффективности предложенной системы работы.

Методика поэтапного обучения строилась в зависимости от темы и поставленной цели занятия. Сначала ребенку показывали, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем следовало совместное действие, и только после этого он действовал самостоятельно. Обязательной была актуализация прошлого опыта ребенка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый управлял этим процессом. Учитывая индивидуальные возможности и особенности ребенка, в одних случаях использовалась организующая и направляющая помощь, в других проводилась совместная работа. Детей учили умению выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль. При подготовке к занятиям нами учитывались не только сложность задания, которое будет предложено ребенку, но и его объем.

На всех занятиях мы обучали детей приемам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка детьми своих работ и работ товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе выполнения задания оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка.

Программа психического развития воображения детей 5-6 лет основана на специально подобранных играх. Работа проводилась в группе 10 человек. Программа состоит из следующих блоков: ориентировочный, планирующий, в ходе исполнительской деятельности, оценочный этап [3]. Тематический план и система работы по формированию воображения у детей 5-6 лет представлен в Приложении 7. Рассмотрим каждый блок работы.

Блок 1.

Целью является формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учили видению и построению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке. В данном блоке использовались следующие игры: «Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует» (Приложение 8).

Задания 1 блока способствовали активизации познавательных процессов ребенка и актуализации имеющегося у него запаса знаний и представлений об окружающем. Используя прошлый опыт, уточняя его, обучая видению и созданию образов предметов, мы создавали базу, на основе которой возможно дальнейшее развитие воображения.

Блок 2.

Основной целью стало обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры. Ребенок учился анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки; видеть связь предметов по содержанию; уметь расположить их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Функции, виды и формы тревожности.
Астапов говорит о необходимости функционального подхода к изучению тревоги, на основании которого можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасная. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оц ...

Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Общей целью нашего исследования было изучение психолого-педагогических условий развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Для реализации диагностического этапа исследования были поставлены следующие задачи: - выявить способность изображать оригинальные образы; - оценить степень развития воссоздающего воображения. В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраст ...

Причины формирования и проявления гиперактивного поведения
Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке, и в России работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать. Существуют различн ...