Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста
Страница 2

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста

В этом блоке заданий использовались тематические композиции (например: «город», «сад», «школа», «деревня», «дом», «праздник», «стройка», «спорт» и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, предлагаемым в заданиях.

Использовались следующие игры: «Составление рассказов», «Небывальщина», «Дорисуй картинку», «Путешествие в картины», «Дорисовываем рассказ».

Задания 2 блока продолжали работу по совершенствованию познавательных процессов ребенка, расширению и уточнению имеющегося у него запаса знаний и представлений об окружающем. Составляя композиции, ребенок не просто устанавливал причинно-следственные зависимости, но и включался в активный процесс создания полного сюжета, собственной воображаемой ситуации, самостоятельно придумывал и фантазировал. У него укреплялся интерес к занятиям, активизировалась речь.

Блок 3.

На третьем этапе основное внимание уделялось приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения - это один из важных компонентов развития воображения.

В данном блоке заданий использовались в качестве эталона как всевозможные геометрические фигуры, так и абстрактные элементы разной конфигурации.

Нами использовались следующие игры: «Геометрические фигуры в предметах», «Волшебные превращения», «Дорисовывание на основе данного предмета».

Задания 3 блока способствовали максимальной активизации всех психических процессов и особенно операций анализа и синтеза, продолжалось формирование операциональных компонентов воображения, создавая предпосылки самостоятельной творческой деятельности. Наряду с созданием рисунков по заданным эталонам, мы предлагали ребенку рассказать о том, что он изобразил. Овладение этой деятельностью было основанием для перехода к следующему этапу обучения.

Блок 4.

На четвертом этапе целью работы стало развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка. В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире он обучался пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Особое внимание в заданиях этого блока уделялось словесной опоре.

Мы использовали следующие игры: «Иллюстрации к сказке», «Сочини историю», «Опорные слова».

Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребенком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему занятий, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Мы умышленно не разделяли их, так как считаем, что воссоздающее воображение может быть источником проявления элементов творчества ребенка, а наша главная цель – развитие воображения как одной из важнейших способностей человеческой психики.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Ролевое движение
Стать членом сообщества толкиенистов довольно сложно. Обычно новичка приводят друзья, знакомые или родственники, которые уже бывали на играх. Первое время они ездят с ним на игры, обучают игровой этике, основным правилам игр, навыкам фехтования. Чтобы стать толкиенистом, необходимо не только внешнее приобщение к корпорации через доспехи, костюм и пр., но и внутреннее. Ролевики это "молодая ...

Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. С ...

Ричард Шведер: Интенциональные миры
Центральным понятие теории Шведера является понятие интенциональности как основной характеристике опытно переживаемой нами реальности. Слово “intentional” может быть переведено как “сконструированный”, “вымышленный”, следовательно “интенциональный мир” - “вымышленный мир” или “сконструированный мир” - сконструированный посредством культуры, вымышленный на основании тех или иных культурных паради ...