Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного
возрастаСтраница 2
В этом блоке заданий использовались тематические композиции (например: «город», «сад», «школа», «деревня», «дом», «праздник», «стройка», «спорт» и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, предлагаемым в заданиях.
Использовались следующие игры: «Составление рассказов», «Небывальщина», «Дорисуй картинку», «Путешествие в картины», «Дорисовываем рассказ».
Задания 2 блока продолжали работу по совершенствованию познавательных процессов ребенка, расширению и уточнению имеющегося у него запаса знаний и представлений об окружающем. Составляя композиции, ребенок не просто устанавливал причинно-следственные зависимости, но и включался в активный процесс создания полного сюжета, собственной воображаемой ситуации, самостоятельно придумывал и фантазировал. У него укреплялся интерес к занятиям, активизировалась речь.
Блок 3.
На третьем этапе основное внимание уделялось приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения - это один из важных компонентов развития воображения.
В данном блоке заданий использовались в качестве эталона как всевозможные геометрические фигуры, так и абстрактные элементы разной конфигурации.
Нами использовались следующие игры: «Геометрические фигуры в предметах», «Волшебные превращения», «Дорисовывание на основе данного предмета».
Задания 3 блока способствовали максимальной активизации всех психических процессов и особенно операций анализа и синтеза, продолжалось формирование операциональных компонентов воображения, создавая предпосылки самостоятельной творческой деятельности. Наряду с созданием рисунков по заданным эталонам, мы предлагали ребенку рассказать о том, что он изобразил. Овладение этой деятельностью было основанием для перехода к следующему этапу обучения.
Блок 4.
На четвертом этапе целью работы стало развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка. В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире он обучался пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Особое внимание в заданиях этого блока уделялось словесной опоре.
Мы использовали следующие игры: «Иллюстрации к сказке», «Сочини историю», «Опорные слова».
Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребенком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему занятий, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Мы умышленно не разделяли их, так как считаем, что воссоздающее воображение может быть источником проявления элементов творчества ребенка, а наша главная цель – развитие воображения как одной из важнейших способностей человеческой психики.
Другое по теме:
Психологические типы акцентуации характеров (по К.
Леонгарду и А.Е. Личко)
Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцен ...
Методика определения мотивационной готовности к
обучению в школе. Романова Е.С.
Данная методика направлена на определения мотивационной готовности детей, включает в себя:
Желание учиться, занять новую социальную позицию школьника; правильные, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности.
Познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности. Методика состоит из 4 заданий.
В результате обследования экспериментальной группы & ...
Содержание и методика коррекционной работы по развитию памяти у детей с
нарушением зрения посредством предметно-практического обучения
Целью нашей коррекционно-развивающей работы стало развитие памяти и увеличение продуктивности мнемических процессов запоминания, узнавания и воспроизведения на занятиях предметно-практического обучения.
Задачами нашей коррекционно-развивающей работы стали следующие:
– создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей;
– осуществление сенсор ...