Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 4

Родители не являются единственными агрессивными моделями для идентификации ребенка. Старшие братья и сестры, в которых ребенок видит более сильных и более компетентных людей, чем он, могут также служить в качестве моделей для идентификации. Девочки, у которых есть старшие братья, обычно становятся “сорванцами”, в то время как мальчики, у которых есть старшие сестры, имеют изрядную часть женских черт (Х.Коч). Девочки “сорванцы” более склонны к агрессивности, настойчивости и упорству в решении проблем, чем девочки, у которых есть старшая сестра или младшая сестра. С другой стороны, мальчики, у которых есть старшие сестры, менее агрессивны, чем мальчики, у которых есть старшие братья.

В результате того, что сохранение тесных и теплых эмоциональных взаимосвязей с родителями имеют такое большое значение для развития ребенка. Ситуации, когда происходит нарушение эмоционального контакта с родителями представляют собой очень сильный психотравмирующий фактор. А.И. Захаров отмечает, что “при неврозах и в норме чувство привязанности достигает своего выраженного развития к 2 годам”. В то же время активно представлено формирование “Я”. Не случайно, что развитие привязанности к матери и чувства “Я” идет параллельно. Мать в это время нужна ребенку как опора, как образ уже сложившегося “Я”. Спокойное, без лишней суеты, уверенное, последовательное и в то же время заботливое, любящее отношение матери вместе с нарастающей потребностью в подражанию отцу (у мальчиков) способствует стабилизации чувства “Я” и постепенному уменьшению чрезмерной зависимости от родителей. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, выражающиеся в проявлении родителями активной и тактичной заботы о ребенке, в формировании у него чувства безопасности, способствует, с одной стороны, развитию так называемого “базового доверия к миру”, а с дугой - повышению активности ребенка в освоении окружающего мира и, в первую очередь, человеческих отношений, создает предпосылки для развития у ребенка способности к положительному контактированию с другими детьми.

Если общение родителей с ребенком формально и у ребенка нет возможности удовлетворить растущие потребности в самостоятельности и признании, то его агрессивное поведение усиливается. Неспособность соответствовать предъявляемым требованиям родителей переживается дошкольником как чувство собственной неполноценности. Отсутствие у родителей личностно-ориентированного, взаимодействия с ребенком, неучитывание в воспитании, в требовании к ребенку, его возможностей и личностных особенностей приводят к изоляции ребенка в сфере общения. Установлено, что 2-3-х летние дети, как правило, агрессивно настроены вследствие конфликтов с родителями. Дошкольники более агрессивны после ссор с братьями и сестрами или партнерами по игре. Помимо прочего это свидетельствует, что в таком возрасте общение со взрослыми уступает место общению со сверстниками.

Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания, часто приводящих к развитию агрессивного поведения у ребенка, выделяют прежде всего такие, как отсутствие в семье одного из родителей, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально конфликтные отношения в семье, а так же авторитарный или попустительский родительские стили взаимоотношения с детьми.

Таким образом система межличностных отношений в семье, семейные традиции, весь эмоциональный микроклимат отражают все основные проблемы современного общества, что накладывает отпечаток на процесс семейного воспитания, который является подготовкой детей к жизни в обществе, где действует определенная мораль. На основании вышесказанного представляется правомерным утверждение, что существуют некоторые характерные черты семейного воспитания, которые создают питательную среду для возникновения и развития агрессивных проявлений в поведении ребенка, способных со временем перерасти в относительно устойчивую черту его личности - агрессивность, которая будет отражать негативное отношение ребенка к окружающему миру и приводить к формированию отклонений в развитии личности и к ее социальной дезадаптации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Характеристики неформальных организаций
Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность ...

Анализ результатов формирующего эксперимента
Констатирующий этап Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования. Началом исследования послужила диагностика уровня устойчивости и концентрации внимания в исследуемых группах. Мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 2 и на рисунке 1. Таблица 2. Уровни развития концентрации и устойчивости внимания детей (констатирующий эксперимент) Уровень Г ...

Обсуждение результатов, выводы
Таким образом, проанализировав все используемые нами методики, мы пришли к следующим выводам. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: - от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; - от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; - от состояния здоровья; - от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находитьс ...