Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 4

Родители не являются единственными агрессивными моделями для идентификации ребенка. Старшие братья и сестры, в которых ребенок видит более сильных и более компетентных людей, чем он, могут также служить в качестве моделей для идентификации. Девочки, у которых есть старшие братья, обычно становятся “сорванцами”, в то время как мальчики, у которых есть старшие сестры, имеют изрядную часть женских черт (Х.Коч). Девочки “сорванцы” более склонны к агрессивности, настойчивости и упорству в решении проблем, чем девочки, у которых есть старшая сестра или младшая сестра. С другой стороны, мальчики, у которых есть старшие сестры, менее агрессивны, чем мальчики, у которых есть старшие братья.

В результате того, что сохранение тесных и теплых эмоциональных взаимосвязей с родителями имеют такое большое значение для развития ребенка. Ситуации, когда происходит нарушение эмоционального контакта с родителями представляют собой очень сильный психотравмирующий фактор. А.И. Захаров отмечает, что “при неврозах и в норме чувство привязанности достигает своего выраженного развития к 2 годам”. В то же время активно представлено формирование “Я”. Не случайно, что развитие привязанности к матери и чувства “Я” идет параллельно. Мать в это время нужна ребенку как опора, как образ уже сложившегося “Я”. Спокойное, без лишней суеты, уверенное, последовательное и в то же время заботливое, любящее отношение матери вместе с нарастающей потребностью в подражанию отцу (у мальчиков) способствует стабилизации чувства “Я” и постепенному уменьшению чрезмерной зависимости от родителей. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, выражающиеся в проявлении родителями активной и тактичной заботы о ребенке, в формировании у него чувства безопасности, способствует, с одной стороны, развитию так называемого “базового доверия к миру”, а с дугой - повышению активности ребенка в освоении окружающего мира и, в первую очередь, человеческих отношений, создает предпосылки для развития у ребенка способности к положительному контактированию с другими детьми.

Если общение родителей с ребенком формально и у ребенка нет возможности удовлетворить растущие потребности в самостоятельности и признании, то его агрессивное поведение усиливается. Неспособность соответствовать предъявляемым требованиям родителей переживается дошкольником как чувство собственной неполноценности. Отсутствие у родителей личностно-ориентированного, взаимодействия с ребенком, неучитывание в воспитании, в требовании к ребенку, его возможностей и личностных особенностей приводят к изоляции ребенка в сфере общения. Установлено, что 2-3-х летние дети, как правило, агрессивно настроены вследствие конфликтов с родителями. Дошкольники более агрессивны после ссор с братьями и сестрами или партнерами по игре. Помимо прочего это свидетельствует, что в таком возрасте общение со взрослыми уступает место общению со сверстниками.

Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания, часто приводящих к развитию агрессивного поведения у ребенка, выделяют прежде всего такие, как отсутствие в семье одного из родителей, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально конфликтные отношения в семье, а так же авторитарный или попустительский родительские стили взаимоотношения с детьми.

Таким образом система межличностных отношений в семье, семейные традиции, весь эмоциональный микроклимат отражают все основные проблемы современного общества, что накладывает отпечаток на процесс семейного воспитания, который является подготовкой детей к жизни в обществе, где действует определенная мораль. На основании вышесказанного представляется правомерным утверждение, что существуют некоторые характерные черты семейного воспитания, которые создают питательную среду для возникновения и развития агрессивных проявлений в поведении ребенка, способных со временем перерасти в относительно устойчивую черту его личности - агрессивность, которая будет отражать негативное отношение ребенка к окружающему миру и приводить к формированию отклонений в развитии личности и к ее социальной дезадаптации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Методика 2. Изучение переключаемости внимания
Цель: изучение способности школьников к переключению внимания. Материалы: специально подготовленные тренировочные и тестовые пары цифр. Описание методики: школьникам предлагается в течение некоторого фиксированного времени с возможно большей точностью и скоростью складывать два однозначных числа. Предлагается освоить два разных способа работы с парами чисел. Первый способ: школьник складыв ...

Психологические подходы к понятию мотивации спортивной деятельности
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что ...

Занятие №3 «Физкультурия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, мячик. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше второе путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохн ...