Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 4

Родители не являются единственными агрессивными моделями для идентификации ребенка. Старшие братья и сестры, в которых ребенок видит более сильных и более компетентных людей, чем он, могут также служить в качестве моделей для идентификации. Девочки, у которых есть старшие братья, обычно становятся “сорванцами”, в то время как мальчики, у которых есть старшие сестры, имеют изрядную часть женских черт (Х.Коч). Девочки “сорванцы” более склонны к агрессивности, настойчивости и упорству в решении проблем, чем девочки, у которых есть старшая сестра или младшая сестра. С другой стороны, мальчики, у которых есть старшие сестры, менее агрессивны, чем мальчики, у которых есть старшие братья.

В результате того, что сохранение тесных и теплых эмоциональных взаимосвязей с родителями имеют такое большое значение для развития ребенка. Ситуации, когда происходит нарушение эмоционального контакта с родителями представляют собой очень сильный психотравмирующий фактор. А.И. Захаров отмечает, что “при неврозах и в норме чувство привязанности достигает своего выраженного развития к 2 годам”. В то же время активно представлено формирование “Я”. Не случайно, что развитие привязанности к матери и чувства “Я” идет параллельно. Мать в это время нужна ребенку как опора, как образ уже сложившегося “Я”. Спокойное, без лишней суеты, уверенное, последовательное и в то же время заботливое, любящее отношение матери вместе с нарастающей потребностью в подражанию отцу (у мальчиков) способствует стабилизации чувства “Я” и постепенному уменьшению чрезмерной зависимости от родителей. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, выражающиеся в проявлении родителями активной и тактичной заботы о ребенке, в формировании у него чувства безопасности, способствует, с одной стороны, развитию так называемого “базового доверия к миру”, а с дугой - повышению активности ребенка в освоении окружающего мира и, в первую очередь, человеческих отношений, создает предпосылки для развития у ребенка способности к положительному контактированию с другими детьми.

Если общение родителей с ребенком формально и у ребенка нет возможности удовлетворить растущие потребности в самостоятельности и признании, то его агрессивное поведение усиливается. Неспособность соответствовать предъявляемым требованиям родителей переживается дошкольником как чувство собственной неполноценности. Отсутствие у родителей личностно-ориентированного, взаимодействия с ребенком, неучитывание в воспитании, в требовании к ребенку, его возможностей и личностных особенностей приводят к изоляции ребенка в сфере общения. Установлено, что 2-3-х летние дети, как правило, агрессивно настроены вследствие конфликтов с родителями. Дошкольники более агрессивны после ссор с братьями и сестрами или партнерами по игре. Помимо прочего это свидетельствует, что в таком возрасте общение со взрослыми уступает место общению со сверстниками.

Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания, часто приводящих к развитию агрессивного поведения у ребенка, выделяют прежде всего такие, как отсутствие в семье одного из родителей, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально конфликтные отношения в семье, а так же авторитарный или попустительский родительские стили взаимоотношения с детьми.

Таким образом система межличностных отношений в семье, семейные традиции, весь эмоциональный микроклимат отражают все основные проблемы современного общества, что накладывает отпечаток на процесс семейного воспитания, который является подготовкой детей к жизни в обществе, где действует определенная мораль. На основании вышесказанного представляется правомерным утверждение, что существуют некоторые характерные черты семейного воспитания, которые создают питательную среду для возникновения и развития агрессивных проявлений в поведении ребенка, способных со временем перерасти в относительно устойчивую черту его личности - агрессивность, которая будет отражать негативное отношение ребенка к окружающему миру и приводить к формированию отклонений в развитии личности и к ее социальной дезадаптации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Методология, методы и методики исследования организации временной перспективы в онтогенезе. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования
Цель данной работы – изучение реальных, жизненных критериев организации времени субъектом. Гипотеза: Особенности ситуации в зависимости от личностных параметров влияют на изменение в организации времени. Задачи : 1 .Провести теоретический анализ литературы по данной теме. 2 .Определить предмет организации временной перспективы в онтогенезе. 3. Проанализировать особенности восприятия врем ...

Развитие танце-двигательной терапии
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно счи ...

Теоретические основы исследования и развития памяти у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. Теоретический подход к отбору методик констатирующего этапа эксперимента
Целью констатирующего эксперимента исследования стало выявление особенностей развития зрительной памяти и протекания мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, воспитывающихся в условиях детских дошкольных учреждений. Цель была конкретизирована следующими задачами: – подобрать и адаптировать методики по диагностике уровня развития зрительной памяти и проте ...