Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Страница 8

Многие психологи выражают единодушие в оценке последствий физических наказаний для развития агрессивности у ребенка или терпимости к агрессии других. Так Р.С. Немов [17] полагает, что агрессивные родители, которые не терпят проявлений агрессии у себя дома, за его пределами разрешают и даже поощряют подобные действия своих детей и этим провоцируют и подкрепляют такое поведение. Образцами для подражания в агрессивном поведении обычно являются родители. Ребенок, неоднократно подвергавшийся наказаниям, конечном счете сам становится агрессивным.

Представители бихевиоризма: А. Бандура, Дж. Уолтерс (1960), Н.Маршалл (1961) также отмечают, что склонность родителей к применению физических наказаний, их враждебность и ограничения по отношению к детям - все это вызывает агрессию у ребенка, которая действует часто с разрушительной эффективностью. Таким образом, агрессивные импульсы могут быть перемещены по отношению к сверстникам, как результат дискриминативного научения.

В других исследованиях А. Бандура (1960), А. Бандура, Дж. Уолтерс (1959) выяснялась связь междуродительским наказанием и агрессией у детей. Было также обнаружено, что агрессивные мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям, но были высоко агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома. В настоящее время подавляющее большинство исследователей признают, что применяемое в отношении детей наказание (особенно физическое) скорее выступает как модель агрессивного поведения, к тому же в большинстве случаев неосуждаемого окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформации и стимулирует поиск приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий, а также способствует формированию агрессивности как устойчивой черты личности, заставляя наказываемого ребенка раз за разом переживать состояние озлобленности, обиды, мстительности, враждебности к окружающим.

Но не только авторитаризм в семье, но и авторитарность воспитателей группы детского сада, которую посещает ребенок, могут сказаться негативно на характеристике межличностных отношений членов группы и на эмоциональном самочувствии детей в ней. В исследовании Л.Н. Башлаковой изучалось влияние общения воспитателя с дошкольниками (его содержания, форм и способов) на их взаимоотношения. Было проанализировано 9000 обращений (требований и оценок) педагогов к дошкольникам старших и подготовительных групп детского сада. Содержание обращений воспитателя - “авторитара” к детям обнаружило преобладание организационно-деловых, “дисциплинарных” над организационно-воспитательными. У воспитателей авторитаров преобладают жесткие, императивные формы требований (приказ, распоряжение, без каких-либо обоснований). Как правило, у них повышенный тон в общении с детьми, часты угрозы наказания, отрицательная оценка преобладает над положительной, общение не индивидуализированно. У этих воспитателей ярко выделяются “любимчики”, которых они только и хвалят и “нелюбимчики”, которые больше всего получают отрицательных оценок.

Данные, Л.Н. Башлаковой также показали, что уровень межличностных отношений в группах педагогов-авторитаров был ниже, чем в группах воспитателей, у которых преобладал демократический стиль обращения с детьми, у них было больше конфликтов и большее число агрессивных детей.

Телевидение и агрессия

Помимо неблагоприятных условий воспитания в семье и детском саду, свой • вклад в развитие агрессивности дошкольников вносит и более широкое социальное окружение, в частности телевидение. В последние десятилетия общественность начала проявлять беспокойство по поводу насилия и агрессии, обрушившихся на детей с экранов телевизоров и т.д.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Сравнение результатов
Таблица 1 - сравнение результатов №исп. Тип (От-10 До 10)* Тип (От-10 До 10)** Вытеснение Регрессия Замещение Отрицание Проекция Компенсация Реактивное образование Рационализация 1экстраверсия 2 -4 40 58 50 36 66 40 30 25 2 экстраверсия 4 -4 30 58 50 27 58 70 60 58 3 экстраверсия 4 ...

Античная психология
Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело отвечать: “Аристотель”. Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель заложил первые камни в основание многих дисциплин. Его по праву следует считать также отцом психологии как науки. Им был написан первый курс общей психологии “О душе”. Сначала он изложил историю вопроса, мнения св ...

Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная мотивация трудовой деятельности человека
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы). Рассмотрим те побудительные ...