Психология личности
Страница 1

Психология » Психология и педогогика » Психология личности

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. Все, что определяет принадлежность человека к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. То есть в понятии индивид человек воплощен как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. Рождаясь индивидом, ребенок постепенно осваивает (переводит из внешнего плана во внутренний, или интериоризирует) то, что ему предлагает общество, те отношения и связи, в которые вступают взрослые люди во время их общения и деятельности. Даже развиваясь в обществе, он, так или иначе, овладевает какой-то частью этих отношений, совокупность и переплетение которых образуют его личность. Личностью в психологии называют социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и воплощающее меру представленности общественных отношений в индивиде. Личность является субъектом сознания, деятельности и общения. Субъект – это: человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т.д.; творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути; тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной.

Структура личности. В структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная, или интроиндивидная, подсистема, образованная особенностями темперамента, характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности. Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Таким образом, одна из подструктур личности расположена в межиндивидном пространстве, образуя интериндивидную подсистему личности. Интроиндивидная и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности – метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. Фокус внимания психолога в данном случае направлен на «вклады» в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.

Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы: а) индивидуальность личности; б) ее представленность в системе межличностных отношений; в) запечатление личности в других людях, ее «вклад» в них.

Потребности и мотивы. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Социальная зрелость личности
Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным — а почему же в этом ряду стоит и криминология? Ученые считают, что изучить любое явление полностью мы можем, лишь всесторонне рассмотрев его. То есть исследователь для полноты картины всегда обязан учитывать ...

Принципы расспроса клиента о конкретных ситуациях
1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными. 2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом. 3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описыв ...

Выводы
ü Существуют различия в стиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчин более выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин. ü Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества ü Существует зависимость между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействия ...