Создание доверия в группе
Страница 1

Большинство авторов работ по теории и практике активных групповых методов соглашаются, что установление доверия очень важно для успешной работы группы. Без доверия групповое взаимодействие будет поверхностным, будет мало самоизучения. Не будет исходить вызов от одного члена группы к другому, и работа в группе будет подвержена влиянию затаенных чувств.

«Ошибочно полагать, что люди «естественно» доверяют друг другу, как только они становятся членами какой-то группы. И почему они должны доверять, не задавая вопросов? Откуда они знают, что группа будет иметь более располагающий и безопасный климат, чем общество вообще? Я считаю, что люди принимают решение доверять группе или нет. Такое решение зависит частично от способности ведущего продемонстрировать то, что группа может быть безопасным местом, в котором человек может быть самим собой и открыться, кто он и что он есть. Следует добавить, что, поощряя членов группы к разговору, о каких-то факторах, которые мешают доверию, ведущий поддерживает терапевтическую атмосферу, которая необходима для открытости и принятия риска со стороны членов группы» [146].

Приходя в тренинговую группу, участники чаще всего испытывают потребность в эмоциональных контактах (при условии добровольности участия). В то же время все участники характеризуются теми или иными психологическими защитными механизмами. Включение в группу сопровождается переживанием тревоги. Участники пытаются определить, проявление каких чувств может быть безопасным в ходе их общения друг с другом. Групповая работа связана с переживанием разнообразных эмоций. Важной частью работы группы должно являться переживание членами группы общих чувств, их принятие и понимание, а не неприязнь или иные отрицательные эмоциональные проявления. Для плодотворной работы группы необходимо создание атмосферы, в которой максимальный набор переживаемых чувств раскрывался для других участников без опасения негативной оценки. Развитие атмосферы доверия должно на наш взгляд соответствовать этапам групповой динамики. В отличии от осторожности в выражении чувств, характерной для начала групповой работы, эмоциональная открытость в зрелых группах более выражена и не сопровождается стремлением преждевременно ее ограничить.

Как итог, можно констатировать, что указанные аспекты групповой формы работы в СПТ будут являться благоприятиными условиями для проявления воздействующих факторов только в том случае, если тренер будет внимательно относится к необходимости заблаговременного планирования хода тренинговых сессий и будет развивать наблюдательность, сензитивность и прогностические навыки.

Тренинговые занятия должны помогать группе пройти все стадии развития отношений с выходом на позитивную «терминацию» группового взаимодействия. Для этого на этапе конструирования программы тренинга необходимо подбирать методы, провоцирующие ситуации, работа с которыми подтолкнет группу перейти на новый уровень развития.

Отбор участников должен производиться с учетом целей и направленности тренинга, а не основываться на стремлении привлечь всех желающих. Даже в случае тренинга, имеющего институциализированную форму организации, тренер обязан предпринять усилия для формирования такой группы, состав которой будет оказывать благотворное, а не деструктирующее влияние на ход работы. и что воздействующие факторы и аспекты групповой формы работы, детерминирующие эти воздействующие факторы хорошо изучены, сходно классифицируются различными авторами, но наряду с этим, оставляют для дальнейшего изучения ряд вопросов, связанных с негативными эффектами.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствова ...

Психологический диагноз: принципы и уровни построения
Психологический диагноз - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индив ...

Параметры и виды самооценки
Традиционно выделяют три основных параметра самооценки: адекватность, высота, устойчивость [23]. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет человеку относиться к себе критически, предполагает равное признание своих достоинств и недостатков. В основе такой самооценки лежит необходимый опыт и знания. Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оце ...