Анализ результатов исследования
Страница 7

Значимая взаимосвязь выявлена между вербальной агрессией и потворствованием (0,35). Чем больше родители в представлении подростков некритично удовлетворяют их потребности, тем больше у подростков проявляются выражения негативных чувств через форму крика, визга, угроз, проклятий, ругани и т.д. Ребенок привыкает, что любое его желание – закон, и если кто-то сделал ему наперекор, не может сдержать свои негативные эмоции.

Раздражение имеет обратно пропорциональную зависимость с чрезмерностью требований, обязанностей (-0,41) и чрезмерностью санкций (-0,34). Таким образом, в семьях, где родители предъявляют ребенку непомерные требования, перекладывают на них значительную часть своих обязанностей, привержены строгим наказаниям, дети не склонны к вспыльчивости, резкости, грубости, такие подростки как бы привыкают к постоянному давлению со стороны окружающих и не выявляют в своем поведении высокого уровня раздражительности, что может объясняться развитием черт психоастенической акцентуации характера.

Подозрительность имеет статистически значимую корреляцию с недостаточностью требований – запретов (0,43), неустойчивостью стиля воспитания (0,37), предпочтением детских качеств в подростке (0,37) и фобией утраты (0,38). Следовательно, чем чаще родители склонны высказывать мнение, что подростка трудно привлечь к делам по дому, при этом ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, тем выше склонность к недоверию подростка. Аналогичное происходит в семьях с постоянной резкой сменой приемов воспитания. Чрезмерное «шараханье» матери от очень строгого стиля к либеральному, конечно, будет способствовать формированию у подростка недоверия и осторожности по отношению к людям. Выше оказывается уровень подозрительности и тех подростки, родители которых игнорируют их взросление, рассматривая ребенка как «еще маленького», снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, что может являться причиной их недоверчивости. (Страх и нежелание взросления ребенка, могут быть связаны с биографией самого родителя, например, он имел младшего брата или сестру, и на них переключалась любовь его родителей, в связи с чем, свой старший возраст воспринимался им как несчастье.) Повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости ребенка, его болезненности (как правило, связанные с историей рождения ребенка), могут приводить к высокому уровню подозрительности.

Такие тенденции воспитания как фобия утраты и недостаточность требований – запретов являются причиной враждебности, о чем говорят статистически значимые корреляционные связи с фобией утраты (0,34) и c недостаточностью требований – запретов (0,4).

В таблице 9 представлены статистически значимые корреляционные связи по методикам АСВ и Басса–Дарки. Выявлена обратно пропорциональная зависимость физической агрессии и чрезмерности требований-запретов, чем выше выражено доминирование матери, ограничивающее свободу и независимость подростка, тем менее им свойственна физическая агрессия. Возможно, что у испытуемых, которым предъявляется огромное количество требований ограничивающих их свободу и которые боятся негативных последствий при любом проявлении самостоятельности, провоцируется формирование сенситивной и тревожно-мнительной (психоастенической) акцентуаций, при которых не характерно проявление физической агрессии. Значимая корреляция обнаруживается со шкалой вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (0,33). Таким образом, можно предположить, что дети в семьях, которых воспитание превращается в поле битвы конфликтующих родителей, как бы усваивают эту модель поведения, что может проявляться в форме физической агрессии.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое по теме:

Специфика психологической диагностики в исследованиях функциональных состояний
Акцент на задачах оценки и прогнозирования функциональных состояний непосредственно смыкает эту область исследований с проблемами психологической диагностики. Не затрагивая в полном объеме интенсивно проводящуюся в течение последних десятилетий и плодотворную дискуссию о теоретических основах, содержании и методах психодиагностической работы [18; 46; 62; 157], мы остановимся только на некоторых ...

Психологические особенности личности педагога
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности ...

Условия развития внимания у младших школьников. Процесс развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака к яркому свету, при смене температуры, при внезапных громких звуках и т.п. Начиная с третьего месяца жизни и особенно на пятом месяце объектами внимания станов ...