Анализ результатов
исследованияСтраница 7
Значимая взаимосвязь выявлена между вербальной агрессией и потворствованием (0,35). Чем больше родители в представлении подростков некритично удовлетворяют их потребности, тем больше у подростков проявляются выражения негативных чувств через форму крика, визга, угроз, проклятий, ругани и т.д. Ребенок привыкает, что любое его желание – закон, и если кто-то сделал ему наперекор, не может сдержать свои негативные эмоции.
Раздражение имеет обратно пропорциональную зависимость с чрезмерностью требований, обязанностей (-0,41) и чрезмерностью санкций (-0,34). Таким образом, в семьях, где родители предъявляют ребенку непомерные требования, перекладывают на них значительную часть своих обязанностей, привержены строгим наказаниям, дети не склонны к вспыльчивости, резкости, грубости, такие подростки как бы привыкают к постоянному давлению со стороны окружающих и не выявляют в своем поведении высокого уровня раздражительности, что может объясняться развитием черт психоастенической акцентуации характера.
Подозрительность имеет статистически значимую корреляцию с недостаточностью требований – запретов (0,43), неустойчивостью стиля воспитания (0,37), предпочтением детских качеств в подростке (0,37) и фобией утраты (0,38). Следовательно, чем чаще родители склонны высказывать мнение, что подростка трудно привлечь к делам по дому, при этом ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, тем выше склонность к недоверию подростка. Аналогичное происходит в семьях с постоянной резкой сменой приемов воспитания. Чрезмерное «шараханье» матери от очень строгого стиля к либеральному, конечно, будет способствовать формированию у подростка недоверия и осторожности по отношению к людям. Выше оказывается уровень подозрительности и тех подростки, родители которых игнорируют их взросление, рассматривая ребенка как «еще маленького», снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, что может являться причиной их недоверчивости. (Страх и нежелание взросления ребенка, могут быть связаны с биографией самого родителя, например, он имел младшего брата или сестру, и на них переключалась любовь его родителей, в связи с чем, свой старший возраст воспринимался им как несчастье.) Повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости ребенка, его болезненности (как правило, связанные с историей рождения ребенка), могут приводить к высокому уровню подозрительности.
Такие тенденции воспитания как фобия утраты и недостаточность требований – запретов являются причиной враждебности, о чем говорят статистически значимые корреляционные связи с фобией утраты (0,34) и c недостаточностью требований – запретов (0,4).
В таблице 9 представлены статистически значимые корреляционные связи по методикам АСВ и Басса–Дарки. Выявлена обратно пропорциональная зависимость физической агрессии и чрезмерности требований-запретов, чем выше выражено доминирование матери, ограничивающее свободу и независимость подростка, тем менее им свойственна физическая агрессия. Возможно, что у испытуемых, которым предъявляется огромное количество требований ограничивающих их свободу и которые боятся негативных последствий при любом проявлении самостоятельности, провоцируется формирование сенситивной и тревожно-мнительной (психоастенической) акцентуаций, при которых не характерно проявление физической агрессии. Значимая корреляция обнаруживается со шкалой вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (0,33). Таким образом, можно предположить, что дети в семьях, которых воспитание превращается в поле битвы конфликтующих родителей, как бы усваивают эту модель поведения, что может проявляться в форме физической агрессии.
Другое по теме:
Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)
Данная методика направлена на выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятия 6-7 летним ребенком возрастного статуса.
Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила п ...
Групповая работа с детьми с нарушениями речи по верботональному методу
В дошкольном отделении РРЦ по слуху и речи г. Нерюнгри ведётся как индивидуальная, так и фронтальная работа. Причём дети всё время занимаются на полу вместе с сурдопедагогом, поэтому педагог всегда в брюках. Это естественно для ребёнка. Они много и свободно двигаются. Одна и та же тема отрабатывается и на фронтальных занятиях по развитию речи, и на индивидуальных занятиях, и на фонетической ритм ...
Психологическая мысль в новое время (XVII век)
Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом механики, ставшей “царицей наук”. Ее понятия и объяснительные принципы создали сперва геометро-механическую (Галилеи), а затем-динамическую (Ньютон) картину природы. В нее вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами.
Первый набросок психологической теории, о ...