Анализ результатов исследования
Страница 9

Выявлена обратно пропорциональная зависимость подозрительности и игнорирования родителями потребностей подростков (-0,33). Чем ниже стремление родителей к удовлетворению потребностей (особенно духовных, в частности в эмоциональном контакте) ребенка, так называемое «спартанское воспитание», тем выше недоверие и осторожность подростка по отношению к людям. Отсутствие эмоционального общения с родителями недостаток любви с их стороны формирует убеждение в том, что другие люди планируют и приносят им вред.

Аутоагрессия или чувство вины имеет обратно пропорциональную зависимость с неразвитостью родительских чувств (-0,41). Чем выше эмоциональное отвержение подростка матерью или ее жестокое обращение с ребенком, тем ниже убеждения подростка в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Индекс агрессивности имеет значимую взаимосвязь с вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания (0,46) и потворствованием (0,33). Таким образом, чем более подросток сталкивается у себя дома с такими межличностными отношениями, когда родителей интересует не столько как воспитывать ребенка, сколько кто прав в воспитательных спорах или когда родители стремятся удовлетворять любые желания ребенка, выше агрессивная направленность подростка.

Индекс враждебности имеет взаимосвязь с недостаточностью требований-запретов (0,33). Чем более свойственно подростку не иметь обязанностей в семье, причем родители аппелируют к тому, что заставить его что-нибудь сделать по дому невозможно, тем выше уровень враждебности подростка.

В результате проведенного факторного анализа с помощью программы Statistica-6, были выделены три фактора. Первый фактор включал такие показатели агрессии как раздражение, негативизм и враждебность, и следующие стили семейного воспитания как фобии утраты ребенка (ФУ) и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) и представления подростков о стиле родительского воспитания: гиперпротекция (Г+), потворствование (У+), минимальность санкций (С-) и воспитательная неуверенность (ВН). Следовательно, условиями проявления раздражения, понимаемого как готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) и негативизма, оппозиционной манеры поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, будут повышенная неуверенность матери, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о болезненности, хрупкости подростка, которая чаще всего ложится в основу господствующей или доминирующей гиперпротекции. Вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания, что, как правило, также является причиной типа воспитания, соединяющего потворствующую гиперпротекцию матери и отвержение или доминирующую гиперпротекцию отца, что представляется подростками, у которых идет становление автономности, как чрезмерная опека, потворствование, и что вызывает агрессивные реакции в форме враждебности, раздражительности и негативизма.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое по теме:

Университетские профессора психологии
Сеченов был профессором физиологии, Кавелин - права, Потебня - филологии. Их профессиональные занятия не требовали обращения к психологии. К ней их влекла логика научного поиска в своей предметной области. Наряду с ними психология стала предметом специального изучения и преподавания на университетских кафедрах философии. Здесь не сложилось новаторских концепций и школ в области психологии. Тем н ...

Гуманистическая теория личности К.Роджерса.
Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. ...

Социальная зрелость личности
Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным — а почему же в этом ряду стоит и криминология? Ученые считают, что изучить любое явление полностью мы можем, лишь всесторонне рассмотрев его. То есть исследователь для полноты картины всегда обязан учитывать ...