Анализ результатов исследования
Страница 9

Выявлена обратно пропорциональная зависимость подозрительности и игнорирования родителями потребностей подростков (-0,33). Чем ниже стремление родителей к удовлетворению потребностей (особенно духовных, в частности в эмоциональном контакте) ребенка, так называемое «спартанское воспитание», тем выше недоверие и осторожность подростка по отношению к людям. Отсутствие эмоционального общения с родителями недостаток любви с их стороны формирует убеждение в том, что другие люди планируют и приносят им вред.

Аутоагрессия или чувство вины имеет обратно пропорциональную зависимость с неразвитостью родительских чувств (-0,41). Чем выше эмоциональное отвержение подростка матерью или ее жестокое обращение с ребенком, тем ниже убеждения подростка в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Индекс агрессивности имеет значимую взаимосвязь с вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания (0,46) и потворствованием (0,33). Таким образом, чем более подросток сталкивается у себя дома с такими межличностными отношениями, когда родителей интересует не столько как воспитывать ребенка, сколько кто прав в воспитательных спорах или когда родители стремятся удовлетворять любые желания ребенка, выше агрессивная направленность подростка.

Индекс враждебности имеет взаимосвязь с недостаточностью требований-запретов (0,33). Чем более свойственно подростку не иметь обязанностей в семье, причем родители аппелируют к тому, что заставить его что-нибудь сделать по дому невозможно, тем выше уровень враждебности подростка.

В результате проведенного факторного анализа с помощью программы Statistica-6, были выделены три фактора. Первый фактор включал такие показатели агрессии как раздражение, негативизм и враждебность, и следующие стили семейного воспитания как фобии утраты ребенка (ФУ) и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) и представления подростков о стиле родительского воспитания: гиперпротекция (Г+), потворствование (У+), минимальность санкций (С-) и воспитательная неуверенность (ВН). Следовательно, условиями проявления раздражения, понимаемого как готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) и негативизма, оппозиционной манеры поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, будут повышенная неуверенность матери, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о болезненности, хрупкости подростка, которая чаще всего ложится в основу господствующей или доминирующей гиперпротекции. Вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания, что, как правило, также является причиной типа воспитания, соединяющего потворствующую гиперпротекцию матери и отвержение или доминирующую гиперпротекцию отца, что представляется подростками, у которых идет становление автономности, как чрезмерная опека, потворствование, и что вызывает агрессивные реакции в форме враждебности, раздражительности и негативизма.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое по теме:

Исследование познавательной сферы личности Елизаветы Л.
Изучение устойчивости внимания (тест "Таблицы Шульте") Стимульный материал: 5 таблиц в 25 клеток (5х5), с цифрами расположенными в таблицах в случайном порядке, цифры от 1 до 25. Задача испытуемого: отыскивать цифры и показывать их в порядке возрастания. Фиксируется время выполнения, затем строиться кривая устойчивости внимания. В данной таблице указано время, затраченное испытуе ...

Структурно-деятельностные и психофизиологические основания мышления.
Мышление является не только высшим познавательным, но и высшим психическим феноменом вообще, конкретно выступающим в качестве фактора разрешения противоречия между тем, что человеку дано, и тем, что он должен в данном случае достигнуть, так как то, что дано, и то, что надо достигнуть, как правило, не совпадают. Такие ситуации принято называть проблемными. Будучи осмысленными, проблемные ситуации ...

Обратная связь как элемент межличностного общения
«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том, как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия, а во-вторых, в проблему принятия этих сведений» [35, 153]. Как показывает опыт повседневного общения, знания, полу ...