Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного
возраста. Цель, задачи,
методика и результаты констатирующего этапа исследованияСтраница 6
В целом по проведенным нами экспериментальным занятиям можно констатировать следующее.
- испытуемые легче справлялись с теми заданиями, где предлагалась определенная помощь визуального или вербального характера;
- уровень творческого воображения ниже, чем уровень воссоздающего воображения;
- испытуемые легче справились с заданиями, основанными на вербальной стимуляции.
Поскольку в диагностических заданиях сумма баллов, по которой определялся уровень развития воображения, различалась, «сырые» баллы, полученные детьми за выполнение задания, были переведены в стандартные. Затем путем их суммирования устанавливался итоговый уровень развития воображения испытуемых. Данные наглядно продемонстрированы в Таблице 1, приведенной ниже и в Приложении 6 .
Таблица 2
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные.
Уро вень |
Методика |
Диапазон суммы баллов | |||||||
Дорисовывание фигур |
Нарисуй что-нибудь |
Три слова |
Придумай рассказ | ||||||
Диапазон баллов |
Диапазон баллов |
Диапазон баллов |
Диапазон баллов | ||||||
«сырые» |
Стандартные |
«сырые» |
Стандартные |
«сырые» |
Стандартные |
«сырые» |
Стандартные | ||
I |
Очень высокий |
5 |
10 |
5 |
Очень высокий |
5 |
Очень высокий |
5 |
20 |
II |
Высокий |
4 |
8-9 |
4 |
Высокий |
4 |
Высокий |
4 |
15-19 |
III |
Средний |
3 |
5-7 |
3 |
Средний |
3 |
Средний |
3 |
9-14 |
IV |
Низкий |
2 |
3-4 |
2 |
Низкий |
2 |
Низкий |
2 |
3-4 |
На рис.5. представлены итоговые данные распределения испытуемых по уровням развития воображения на момент обследования.
Рис.5. Сведения об итоговом уровне воображения (по результатам четырех экспериментальных занятий)
Итак, итоги проведенного констатирующего эксперимента с участием старших дошкольников позволили сформулировать ряд выводов.
Использованная модель экспериментального изучения воображения способствовала получению ценных фактических данных относительно качественного своеобразия проявления этой сферы психики у испытуемых данной возрастной категории. Комплекс диагностических методик позволил увидеть специфические особенности видов воображения – воссоздающего и творческого, соответственно объективно оценить актуальные и потенциальные возможности развития воображения у детей.
Другое по теме:
Нейротизм/Стабильность
Нейротизм (N) - второй тип, выделенный Айзенком. Как и экстраверсия/интроверсия, фактор N имеет сильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происхождения таких невротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциа ...
СПИД в контексте глобальных проблем человечества
СПИД - первая вирусная инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), распространение которой (с 1980 года) характеризуется не локальными очагами, а пандемией, охватившей к 1999 году практически все страны мира, в особенности Россию.
С начала регистрации ВИЧ-инфекции в мире (1981 год) и по состоянию на 1 января 1995 г. по оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения в мире ...
Понятие логической культуры мышления.
Важным мировоззренческим вопросом в учебном курсе логики является также вопрос о логической культуре мышления.
Под логической культурой мышления мы будем понимать способность мышления человека осуществлять и контролировать различные интеллектуальные операции: умозаключать, доказывать, выдвигать и развивать гипотезы, классифицировать, строить определения и т.д. [3]
Обобщенное значение формально ...