Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Страница 3

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования

8-9 баллов: ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов: ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла: ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем, на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла: за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовать, лишь отдельные штрихи и линии.

В соответствии с данными признаками делался вывод об уровне развития воображения:

10 баллов: очень высокий уровень

8-9 баллов: высокий уровень

5-7 баллов: средний уровень

3-4 балла: низкий уровень

0-2 балла: очень низкий уровень

Индивидуальные данные по результатам данной методики приведены в Приложении 3. Анализ полученных данных позволил нам распределить детей по уровням от самого высокого до самого низкого (рис.2.).

Рис.2. Распределение испытуемых по уровню творческого воображения

На очень высоком уровне оказалось 20% воспитанников экспериментальной группы. За отведенное время 2 ребенка придумали оригинальный рисунок, тщательно проработав его детали. Приведем пример.

Настя З. нарисовала дом, в котором она живет. Сначала нарисовала само здание, затем нарисовала окна. Начинала рисовать с верхних этажей.

Экспериментатор. Сколько этажей в твоем доме?

Настя. Пять. Я живу на первом этаже.

Экспериментатор. А это у тебя кто?

Настя. Это птица. Одна птица спит, а другая ранена. У нее хвост в крови.

В ходе занятия использовала все цветные карандаши, просила помощи нарисовать птицу. Поняв, как рисуется птица, вторую нарисовала сама. В конце занятия попросила еще лист для другого рисунка.

Дети, причисленные к высокому уровню (20% воспитанников экспериментальной группы) также с интересом отнеслись к выполнению задания. Хотя изображение не являлось совершенно новым, дети нарисовали достаточно оригинальные рисунки. Проиллюстрируем примером:

Настя В. нарисовала девочку в лесу.

Экспериментатор. А почему ты нарисовала весь рисунок простым карандашом?

Настя. Потому, что дождь идет. Погода плохая. Тучи серые.

Экспериментатор. У тебя же солнце нарисовано?

Настя. Оно из-за туч выглядывает. Скоро дождь кончится.

На среднем уровне оказалось втрое меньше воспитанников экспериментальной (30%) и контрольной группы (60%). Дети не придумывали оригинальных рисунков, но сами рисунки были яркими и эмоциональными.

Дети, показавшие низкий уровень (20% воспитанников экспериментальной группы, 40% в контрольной группе), рисовали простые, неоригинальные рисунки. На рисунке были плохо проработаны детали. Дети часто отвлекались, не могли выбрать цвет карандаша. Проследим действия ребенка в ходе выполнения задания.

Аня К. (экспер. группа). Долго думала, глядя на лист бумаги. Затем взяла простой карандаш и начала рисовать. Нарисовала человека. Положила карандаш на стол и осмотрела комнату, после чего посмотрела на свои руки, поправила платье и снова взяла карандаш. Закончив рисовать, положила карандаш.

Экспериментатор. Что ты нарисовала?

Аня. Это ребенок. А это дерево.

Экспериментатор. А что делает ребенок?

Аня. Гуляет.

Ребенок и дерево одинаковых размеров. Дерево изображено в виде солнца на палочке.

На очень низком уровне оказался один ребенок экспериментальной группы (10%). За отведенное время он так и не сумел ничего придумать и нарисовать.

В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Нарисуй что-нибудь» можно констатировать следующее. С поставленной задачей справилось заметно меньшее число испытуемых, чем в предыдущем занятии – 40% с высоким уровнем против 70%. Полагаем, что этот факт можно объяснить тем, что детям легче справиться с заданием, если в нем присутствует какая-либо помощь, в данном случае это комплект карточек с изображением фигур.

Методика «Три слова»

использовалась нами для оценки воссоздающего и творческого воображения.

Ребенку предлагали 3 слова, и просили как можно скорее сказать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все 3 слова, а все они составили бы связный рассказ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

История возникновения психолого-педагогической коррекции
Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период – описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). ...

Общение и взаимодействие в семье
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей ...

Проблема объекта и предмета логики.
Термин "логика", как гласит предание, впервые был введен в научный обиход древнегреческим философом Демокритом (460-370 гг. до н.э.). В переводе с древнегреческого слово "логика" означает "разум", "мысль", "смысл", "слово", "закономерность". В настоящее время термин "логика" применяется как для объяснения процесса м ...