Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Страница 4

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования

Слова для работы:

1. Дворец – Бабушка – Клоун

2. Разбойник – Зеркало – Щенок

3. Торт – Озеро – Кровать

Чем больше фраз предлагал ребенок, тем в большей степени развито у него воображение. Каждое предложение оценивалось по пяти бальной системе, в соответствии с предлагаемыми критериями:

5 баллов: остроумная, оригинальная фраза, связный рассказ.

4 балла: правильное логичное сочетание слов, но не в каждой фразе используется все 3 слова.

3 балла: банальная фраза.

2 балла: 2 слова имеют логическую связь, а третье нет.

1 балл: бессмысленное сочетание слов, не составляет ни одного предложения.

На основе данных критериев делался вывод об уровне развития:

5 баллов: очень высокий уровень

4 балла: высокий уровень

3 балла: средний уровень

2 балла: низкий уровень

1 балл: очень низкий уровень

Индивидуальные результаты представлены в Приложении 4. Анализ полученных эмпирических данных дал основания для распределения детей по уровням от самого высокого до самого низкого (рис.3.).

Рис.3. Распределение испытуемых по уровню воссоздающего воображения

Охарактеризуем типичные особенности поведения испытуемых на разных уровнях выраженности воссоздающего и творческого воображения.

На очень высоком уровне оказалось вдвое больше воспитанников экспериментальной группы (30%) и контрольной группы (10%). Они придумывали связный рассказ с интересной цепочкой событий используя все три слова. Например:

Миша П. (экспер. группа). Придумал рассказ на слова торт – озеро – кровать. Одному мальчику исполнилось 7 лет. Ему купили торт и подарили машину – Мицубиси Ландзер Паджеро. Она была непробиваемая. Родители прочитали на коробке: «Непробиваемая. Вот это да!» Тут мальчик сказал: «Мам, пап, мы же завтра едем на озеро, можно я возьму машину?» «Возьми», - они сказали. Он пошел спать. У него всегда играла музыка в комнате. И он лег спать под музыку. Утром они приехали на озеро. Он пустил машину в воду. И она сломалась. И тут он проснулся в кровати.

На высоком уровне оказалось 20% воспитанников экспериментальной группы. Дети придумывали либо банальные фразы, либо использовали не все три слова в рассказе. Обратимся к конкретному примеру.

Павел К. Придумал рассказ на слова дворец – бабушка – клоун. Бабушка с внуком пошла в цирк. Там много интересного. Но больше всех ей понравился клоун. Он очень смешной.

Детям, показавшим средний уровень (50% в экспериментальной группе, 90% в контрольной группе), также было интересно составлять рассказ, но были некоторые затруднения. Экспериментатору приходилось приводить пример составления рассказа, чтобы ребенок понял суть задания. У многих детей рассказ не имел концовки. Приведем пример.

Вера И. (экспер. группа) придумала рассказ на слова разбойник – зеркало – кровать. Жил-был разбойник. И было у него зеркало. И собака у него была. Однажды собака играла с зеркалом. Собака не знала, что оно неживое.

На низком уровне как в экспериментальной, так и в контрольной группах не оказалось ни одного ребенка.

В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Три слова» можно сделать некоторые выводы. С поставленной задачей справились все испытуемые, о чем свидетельствует отсутствие низкого уровня воссоздающего и творческого воображения.

Методика «Придумай рассказ»

использовалась для выявления творческого воображения.

Ребёнку предлагали придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение 2 минут, это может быть не рассказ, а какая-нибудь история или сказка.

Воображение ребёнка в данной методике оценивалось по следующим признакам:

1. скорость придумывания рассказа.

2. необычность, оригинальность сюжета рассказа.

3. разнообразие образов, используемых в рассказе.

4. проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

5. впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

Для выводов использовались следующие критерии:

Первый признак:

2 балла: если ребёнку удалось придумать данный рассказ в течение не более чем 30 секунд.

1 балл: когда на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты.

0 баллов: если за минуту ребёнок так и не смог ничего придумать.

Второй признак:

0 баллов: если ребёнок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал.

1 балл: если ребёнок привнёс в виденное или слышанное им что-либо новое от себя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Общие закономерности влияния музыки на организм человека. Общее представление о звуке
Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, чел ...

Наблюдение за поведением больного во время исследования
В ситуацию эксперимента и беседы всегда включается элемент наблюдения за поведением больного. Экспериментатор должен успеть "увидеть", как больной входит: уверенно, неуверенно, как садится, как смотрит на экспериментатора. Выше говорилось о том, что экспериментальная ситуация представляет собой сов-- местную работу больного и экспериментатора, поэтому важно отметить, как больной приним ...

Вильгельм Райх
Как и многие другие выдающиеся психотерапевты, в последствии основавшие свои школы, Вильгельм Райх начинал свой психотерапевтический труд в русле фрейдовского психоанализа [22, C.13]. По своему духу он в значительной степени сохранил приверженность идеям З.Фрейда, и считал, что его выводы не противоречат исконному психоанализу, но дают ему прочную естественнонаучную основу. Однако ортодоксальные ...