Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Страница 2

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования

На рис. 1. приведены фактические данные, отражающие степень развития воображения по результатам проведения данной методики.

Рис.1. Сведения о способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы

Таким образом, количественные данные говорят о том, что среди детей контрольной группы вдвое больше испытуемых с высоким уровнем воображения (50%), чем в экспериментальной группе (10%) и значительно меньше детей со средним уровнем (20%) по сравнению с экспериментальной группой (50%). Детей, находящихся на низком уровне в экспериментальной группе на одного испытуемого больше (40%), чем в контрольной группе (30%).

К высокому уровню были отнесены 50% воспитанников контрольной группы и 10% воспитанников экспериментальной группы. У детей не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы с экспериментатором охотно рассказывали о своих рисунках.

Дети, оказавшиеся на высоком уровне, демонстрировали следующие характеристики:

- давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки;

- рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми;

- предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка.

Интересно проследить поведение ребенка в процессе деятельности.

Миша П. (экспер. группа), просмотрев все фигуры, принялся их дорисовывать. Через 10 минут, закончив рисовать, положил карандаш на стол и сказал: «Все».

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Миша. Завод. Там машины делают.

Экспериментатор. Почему ты нарисовал завод, а не что-то другое?

Миша. Не знаю. Мне показалось, что это завод.

С большим удовольствием рассказал о других нарисованных фигурах.

На среднем уровне оказалось 50% воспитанников экспериментальной группы и 20% воспитанников контрольной группы. Для этих детей были характерны следующие особенности:

- дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей;

- всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Обратимся к конкретному примеру.

Миша Р. (экспер. группа) долго думал, прежде чем дорисовать фигуру. Нарисовал дом.

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Миша. Дом.

Экспериментатор. А почему у него только окна, а двери нет?

Миша. Дверь у него сзади.

Дорисовывает другую фигуру.

Миша. Нарисовал.

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Миша. Еще один дом.

Экспериментатор. Получилось два дома? А почему ты нарисовал еще один дом? Можно было нарисовать что-то другое.

Миша. Не хочу. Пусть будет два дома.

На протяжении всего занятия вертелся, отвлекался, но с интересом выполнял задания.

Низкий уровень вобрал в себя 40% воспитанников экспериментальной группы и 30% воспитанников контрольной группы. Эти дети:

- фактически не принимают задачу;

- рисуют либо рядом с заданной фигурой что-то свое, либо дают беспредметное изображение;

- рисуют схематичные рисунки.

Дети с низким уровнем либо не желали рисовать вообще, либо замыкались, когда экспериментатор задавал вопросы.

Илья П. Олег. (контр. группа), зайдя в комнату, сел на стул, крепко зажав кулаки. После объяснения задания, взял карандаш в руки и принялся рисовать. Закончив рисовать, положил карандаш на стол, не сказав, что дорисовал фигуру.

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Илья. Молчит.

Экспериментатор. Это у тебя, наверное, домик?

Илья. Кивает головой.

Экспериментатор. А это у тебя кто? Ты птичку нарисовал?

Илья (почти шепотом) Снеговик.

На протяжении всего занятия молчал, боялся говорить с экспериментатором. Но с большим удовольствием дорисовывал фигуры.

В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Дорисовывание фигур» можно констатировать, что дети легко справились с заданием, необходимости в показе примера дорисовывания фигуры не возникало, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.

Методика «Нарисуй что-нибудь»

использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.

Ребенку давали лист бумаги, цветные карандаши и предлагали придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Далее оценивалось качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения ребенка.

Степень изображения оригинальных образов оценивалась по следующим признакам:

10 баллов: ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Эмоции и движение.
По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", "волную". Таким образом, мы видим смысловую связь слов "эмоции" и "движения". Чарльз Дарвин в 1872 году, в работе "Выражение эмоций ...

Шаманский кризис
Шаманизм – наиболее древняя религиозная и целительская практика человечества. Он возник, предположительно, ещё во времена палеолита и сохраняется по сей день в большинстве доиндустриальных культур. Становление шамана – знахаря или целителя – в различных культурах начинается с драматического эпизода непроизвольных мистических видений, получившего в антропологии наименование "шаманской болезн ...

Внушение
В повседневной практике внушение может состоять в том, что воспитатель так воздействует на военнослужащего, что сначала вызывает у него сильное возбуждение в ограниченной области коры головного мозга при одновременном торможении в остальной ее части, а затем целенаправленно вводит в состояние психологической разрядки. При этом воспитатель сначала активизирует у военнослужащего стремление к опред ...