Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Страница 2

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования

На рис. 1. приведены фактические данные, отражающие степень развития воображения по результатам проведения данной методики.

Рис.1. Сведения о способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы

Таким образом, количественные данные говорят о том, что среди детей контрольной группы вдвое больше испытуемых с высоким уровнем воображения (50%), чем в экспериментальной группе (10%) и значительно меньше детей со средним уровнем (20%) по сравнению с экспериментальной группой (50%). Детей, находящихся на низком уровне в экспериментальной группе на одного испытуемого больше (40%), чем в контрольной группе (30%).

К высокому уровню были отнесены 50% воспитанников контрольной группы и 10% воспитанников экспериментальной группы. У детей не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы с экспериментатором охотно рассказывали о своих рисунках.

Дети, оказавшиеся на высоком уровне, демонстрировали следующие характеристики:

- давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки;

- рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми;

- предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка.

Интересно проследить поведение ребенка в процессе деятельности.

Миша П. (экспер. группа), просмотрев все фигуры, принялся их дорисовывать. Через 10 минут, закончив рисовать, положил карандаш на стол и сказал: «Все».

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Миша. Завод. Там машины делают.

Экспериментатор. Почему ты нарисовал завод, а не что-то другое?

Миша. Не знаю. Мне показалось, что это завод.

С большим удовольствием рассказал о других нарисованных фигурах.

На среднем уровне оказалось 50% воспитанников экспериментальной группы и 20% воспитанников контрольной группы. Для этих детей были характерны следующие особенности:

- дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей;

- всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Обратимся к конкретному примеру.

Миша Р. (экспер. группа) долго думал, прежде чем дорисовать фигуру. Нарисовал дом.

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Миша. Дом.

Экспериментатор. А почему у него только окна, а двери нет?

Миша. Дверь у него сзади.

Дорисовывает другую фигуру.

Миша. Нарисовал.

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Миша. Еще один дом.

Экспериментатор. Получилось два дома? А почему ты нарисовал еще один дом? Можно было нарисовать что-то другое.

Миша. Не хочу. Пусть будет два дома.

На протяжении всего занятия вертелся, отвлекался, но с интересом выполнял задания.

Низкий уровень вобрал в себя 40% воспитанников экспериментальной группы и 30% воспитанников контрольной группы. Эти дети:

- фактически не принимают задачу;

- рисуют либо рядом с заданной фигурой что-то свое, либо дают беспредметное изображение;

- рисуют схематичные рисунки.

Дети с низким уровнем либо не желали рисовать вообще, либо замыкались, когда экспериментатор задавал вопросы.

Илья П. Олег. (контр. группа), зайдя в комнату, сел на стул, крепко зажав кулаки. После объяснения задания, взял карандаш в руки и принялся рисовать. Закончив рисовать, положил карандаш на стол, не сказав, что дорисовал фигуру.

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Илья. Молчит.

Экспериментатор. Это у тебя, наверное, домик?

Илья. Кивает головой.

Экспериментатор. А это у тебя кто? Ты птичку нарисовал?

Илья (почти шепотом) Снеговик.

На протяжении всего занятия молчал, боялся говорить с экспериментатором. Но с большим удовольствием дорисовывал фигуры.

В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Дорисовывание фигур» можно констатировать, что дети легко справились с заданием, необходимости в показе примера дорисовывания фигуры не возникало, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.

Методика «Нарисуй что-нибудь»

использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.

Ребенку давали лист бумаги, цветные карандаши и предлагали придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Далее оценивалось качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения ребенка.

Степень изображения оригинальных образов оценивалась по следующим признакам:

10 баллов: ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Занятие №5 «Музыкандия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, музыка, магнитофон, повязки на глаза. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим нашечетвертое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? “Корабль и ветер” Цель: настроит ...

Физиологические потребности
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она о ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивност ...