Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Страница 1

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования

Общей целью нашего исследования было изучение психолого-педагогических условий развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации диагностического этапа исследования были поставлены следующие задачи:

- выявить способность изображать оригинальные образы;

- оценить степень развития воссоздающего воображения.

В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста. Его проведение осуществлялось на базе МДОУ «Детский сад № 66 «Чебурашка».

Для реализации поставленных задач нами были подобраны четыре методики, предложенные авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной: «Дорисовывание фигур», «Нарисуй что-нибудь», «Три слова», «Придумай рассказ» [35].

Остановимся подробнее на содержании и процедуре проведения выполнения детьми каждого экспериментального занятия.

Методика «Дорисовывание фигур»

использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.

Использовался следующий материал: комплект из десяти карточек (Приложение 1).

Ребенку давали простой карандаш и карточку с фигуркой, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Если ребенок не понимал, ему показывали один пример.

Выполнение задания градуировалось по следующим уровням:

1) принятие задания;

2) характер рисунка;

3) детализированность рисунка;

4) место элемента в общем рисунке.

Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество повторяющихся изображений (Приложение 2). Полученные данные заносились в протокол следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1

Протокол обработки результатов

Ф.И.О.

Фигуры

Баллы

Иванов

Цветок

2

Петров

Цветок

0

Коэффициент оригинальности подсчитывался следующим образом:

К.ор. (средний по группе) = Σ К.ор. (инд.)/количество детей

Низкий уровень выполнения задания: К.ор. меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень: К.ор. выше или ниже среднего по группе на 1 балл.

Высокий уровень: К.ор. выше среднего по группе на 2 и более балла.

В соответствии с коэффициентом оригинальности выделяются следующие уровни:

Низкий уровень: дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).

Средний уровень: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Высокий уровень: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.

Отнесение испытуемых к тому или иному уровню осуществлялось с учетом выявления степени оригинальности изображенного рисунка. В экспериментальной и контрольной группах использовались аббревиатуры ЭГ и КГ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Ролевое поведение как механизм социализации. Эксперимент Ф.Зимбардо
В качестве одного из механизмов социализации в интеракционистском направлении социальной психологии рассматривается роль. Т.Шибутани (7) дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что чел ...

Сравнительный анализ
Теперь, проведем сравнительный анализ. Результаты в таблице № 1. (таблица №1) Качество Учителя Учащиеся Родители глубокие профессиональные знания; 100% 100% 100% регулярное повышение квалификации 100% 80% 100% строгость по отношению к ученикам; 100% 90% 90% объяснение объективности оценки; 90% 100% 100% пропаганда здорово ...

Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствова ...