Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного
возраста. Цель, задачи,
методика и результаты констатирующего этапа исследованияСтраница 1
Общей целью нашего исследования было изучение психолого-педагогических условий развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации диагностического этапа исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить способность изображать оригинальные образы;
- оценить степень развития воссоздающего воображения.
В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста. Его проведение осуществлялось на базе МДОУ «Детский сад № 66 «Чебурашка».
Для реализации поставленных задач нами были подобраны четыре методики, предложенные авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной: «Дорисовывание фигур», «Нарисуй что-нибудь», «Три слова», «Придумай рассказ» [35].
Остановимся подробнее на содержании и процедуре проведения выполнения детьми каждого экспериментального занятия.
Методика «Дорисовывание фигур»
использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.
Использовался следующий материал: комплект из десяти карточек (Приложение 1).
Ребенку давали простой карандаш и карточку с фигуркой, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Если ребенок не понимал, ему показывали один пример.
Выполнение задания градуировалось по следующим уровням:
1) принятие задания;
2) характер рисунка;
3) детализированность рисунка;
4) место элемента в общем рисунке.
Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество повторяющихся изображений (Приложение 2). Полученные данные заносились в протокол следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1
Протокол обработки результатов
Ф.И.О. |
Фигуры |
Баллы |
Иванов |
Цветок |
2 | ||||||||||
Петров |
Цветок |
0 |
Коэффициент оригинальности подсчитывался следующим образом:
К.ор. (средний по группе) = Σ К.ор. (инд.)/количество детей
Низкий уровень выполнения задания: К.ор. меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень: К.ор. выше или ниже среднего по группе на 1 балл.
Высокий уровень: К.ор. выше среднего по группе на 2 и более балла.
В соответствии с коэффициентом оригинальности выделяются следующие уровни:
Низкий уровень: дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).
Средний уровень: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
Высокий уровень: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.
Отнесение испытуемых к тому или иному уровню осуществлялось с учетом выявления степени оригинальности изображенного рисунка. В экспериментальной и контрольной группах использовались аббревиатуры ЭГ и КГ.
Другое по теме:
А.П.Усова
Резюмируя свои исследования, А. П. Усова пишет: «В итоге исследования мы можем констатировать следующее: сюжетность как характерная черта творческих, т. е. придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детского сада в возрасте 3; 2—3; 4. Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах ...
Необходимые условия для развития личности ребенка
Американский психотерапевт Жан Ледлофф ввела термин «врожденные ожидания». Она пишет:
«Рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Ожидания проявляются в самом строении человеческого тела. Можно сказать, что легкие ожидают кислорода, глаза – это ожидание света, уши – ожидание звуковых волн, включ ...
Семья как система. Сущность структура и функции семьи
Семья является социальной системой и может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколение, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый член семьи является участником нескольких подсистем, иногда диадических, иногда полидиадических [4].
Семья – это также важнейшая форма организации личного быта, ...