Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Страница 1

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования

Общей целью нашего исследования было изучение психолого-педагогических условий развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации диагностического этапа исследования были поставлены следующие задачи:

- выявить способность изображать оригинальные образы;

- оценить степень развития воссоздающего воображения.

В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста. Его проведение осуществлялось на базе МДОУ «Детский сад № 66 «Чебурашка».

Для реализации поставленных задач нами были подобраны четыре методики, предложенные авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной: «Дорисовывание фигур», «Нарисуй что-нибудь», «Три слова», «Придумай рассказ» [35].

Остановимся подробнее на содержании и процедуре проведения выполнения детьми каждого экспериментального занятия.

Методика «Дорисовывание фигур»

использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.

Использовался следующий материал: комплект из десяти карточек (Приложение 1).

Ребенку давали простой карандаш и карточку с фигуркой, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Если ребенок не понимал, ему показывали один пример.

Выполнение задания градуировалось по следующим уровням:

1) принятие задания;

2) характер рисунка;

3) детализированность рисунка;

4) место элемента в общем рисунке.

Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество повторяющихся изображений (Приложение 2). Полученные данные заносились в протокол следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1

Протокол обработки результатов

Ф.И.О.

Фигуры

Баллы

Иванов

Цветок

2

Петров

Цветок

0

Коэффициент оригинальности подсчитывался следующим образом:

К.ор. (средний по группе) = Σ К.ор. (инд.)/количество детей

Низкий уровень выполнения задания: К.ор. меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень: К.ор. выше или ниже среднего по группе на 1 балл.

Высокий уровень: К.ор. выше среднего по группе на 2 и более балла.

В соответствии с коэффициентом оригинальности выделяются следующие уровни:

Низкий уровень: дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).

Средний уровень: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Высокий уровень: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.

Отнесение испытуемых к тому или иному уровню осуществлялось с учетом выявления степени оригинальности изображенного рисунка. В экспериментальной и контрольной группах использовались аббревиатуры ЭГ и КГ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Федеральные и целевые программы по профилактике и борьбе со СПИДом
С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и снижения социально-экономических последствий от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году была принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД). Однако эта программа была реализована не полностью из-за неудовлет ...

Психолого-педагогические условия развития внимания в дошкольном возрасте
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В.В. Зеньковский, рассматривая внимание в детском возрасте отмечает, что в первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака к яркому свету, при смене температуры, при внезапных громких звуках и т.п. Начиная с т ...

Психологические подходы к понятию мотивации спортивной деятельности
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что ...