Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска
Страница 1

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска

«Каждый из видов деятельности, будучи более или менее своеобразен по своей природе в целом, более или менее своеобразен и в психологическом отношении, у каждого из них свои навыки, автоматизированная «техника», свои более или менее специфические интеллектуальные задачи и процессы и свои формы творчества»12

В ходе мышления решаются не только готовые проблемы и задачи, но и ставятся новые для последующего их решения В связи с этим можно утверждать, "что мышление осуществляется как решение задач или мышление всегда есть решение задач Поэтому изучение мышления оперативного уполномоченного уголовного розыска должно проводиться посредством анализа процесса решения им профессиональных задач, направленных на раскрытие преступлений

Психологические исследования мышления традиционно базируются на задачах различного рода шахматных, на конструирование, учебных и др. 13

При исследованиях механизмов следственного мышления, проведенных Н Л Гранат, испытуемые решали криминалистические задачи на материале следственной и судебной практики.14

Указанное обстоятельство не является случайным Дело в том, что задача как единица психологического анализа деятельности диалектически объединяет в себе внешние свойства и отношения предметов реального мира, с одной стороны, и поведение, деятельность человека как носителя определенных психологических качеств, с другой «Задача является той формой включения личности в социальную деятельность, которую исследует именно психология Именно в процессе ее решения объективно выявляется цена, которой достигается решение, т е конкретное качество осуществления личностью деятельности»15. Понятие задачи в психологии всегда сопряжено с качеством решающего ее субъекта, а его активность определяется как соизмерение его возможностей с требованиями этой задачи. Иными словами, анализируя решение задач определенного типа конкретным испытуемым, мы можем судить не только об особенностях процесса мышления, но и о требуемых и наличных индивидуальных возможностях решающего, включая интеллектуальные способности.

Более того, исследование психики со стороны механизмов деятельности, понимаемой как решение задач, позволяет осуществить в психологии принцип системности путем выявления связей между эмоциональной, волевой и познавательной сферами личности.

Что же психологи понимают под термином «задача»? Анализ литературы по проблемам психологии показывает несовпадение значений, которые вкладываются в определение задачи.

Так, Г.А. Балл, учитывая опыт субъекта в решении задач, разграничивает их на «просто задачу», «мыслительную задачу» и «проблемную задачу»16.

В работах Н.А. Менчинской17, В.Оконя18 даются понятия «задача» и «задача-проблема».

Я.А. Пономарев, принимая за основу характер и результат взаимодействия субъекта с объектом деятельности, подразделяет задачи на познавательные и мыслительные мыслительные акты вовлекаются в решение познавательных задач как их необходимое звено если же объем такой задачи предельно ограничен, процесс ее решения совпадает с решением мыслительной задачи19.

Задача, по мнению Л.Л. Гуровой, в наиболее широком значении этого понятия, означает цель деятельности, при постановке которой субъект не располагает всеми необходимыми для ее достижения средствами. Поиск, выявление и применение этих средств составляют деятельность, называемую решением задач20.

А.Н. Леонтьевым в его теории деятельности приводится общее психологическое определение задачи: « .это — цель, данная в определенных условиях»21. Таким образом, исследование процесса мышления как целенаправленного поиска решения задачи находится в зависимости от того, что понимается под задачей. Все исследователи единодушны в том, что психологический смысл задача приобретает лишь тогда, когда субъект включается в ее решение. Вне контекста деятельности субъекта задача выходит за рамки предмета психологического исследования и становится предметом изучения конкретной науки, к области которой она принадлежит.

Применительно к деятельности оперативного уполномоченного уголовного розыска по раскрытию преступлений задача— это осознанная объективная ситуация, в которой необходимо отыскать способ достижения намеченной цели, в пределах его должностной компетенции.

Чтобы уяснить психологическую структуру задачи по раскрытию преступления, следует дать описание ее цели или требования, условия или исходных данных.

Цель задачи с психологической точки зрения — это реальный объект или идеальное представление конечного результата действий человека, решающего задачу. Целью раскрытия любого преступления является установление лица, его совершившего, и сбор изобличающих его доказательств. Конечная цель достигается путем установления промежуточных, ее составляющих, т. е. по ходу решения происходит многократное преобразование цели и условий задачи. Например, в случае обнаружения трупа с признаками насильственной смерти процесс раскрытия преступления будет преследовать следующие цели: установление личности погибшего, выявление свидетелей, розыск преступника и т. д.; в случае кражи — поиск похищенного, установление воров, изобличение их и пр. Этот процесс, по мнению К.А. Славской, представляет не что иное, как постановку новых частных задач, возникающих при решении основной задачи в результате объективирования предшествующего хода мысли22. Уже по этой причине в процессе своего преобразования на каждом последующем этапе решения задача, направленная на раскрытие преступления, может так сильно видоизменяться, что ее нередко можно принять за принципиально новую задачу Тем не менее остается ее структурная характеристика, состоящая из цели и условий, которые связаны между собой именно так, что от решающего требуется их преобразование.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно, адаптация понимается как процесс приспособления человека к изменяющимся условиям внешней среды: от момента встречи человека с новыми условиями существования до выработки адаптивной реакции. Адаптация учащихся к основно ...

Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту). Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту. В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных о ...

Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами» (подвижные и настольные). Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребенок действует не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушкам ...