Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения
Страница 1

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения

Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели. Поэтому содержание запоминаемого и припоминаемого определяется тем, что ребенку непосредственно нужно и интересно. Запоминание впрок в целях отдаленного использования материала, т. е. запоминание, носящее характер заучивания, осуществляется ребенком с большим трудом и то лишь в конце дошкольного возраста.

А.В. Запорожец и Д. Б. Эльконин (1964) отмечают, что память дошкольника носит по преимуществу непреднамеренный характер. Ее эффективность в основном зависит от активности ребенка, вызываемой и поддерживаемой непосредственными целями и мотивами деятельности и тем прямым отношением, которое создается у ребенка к воспринимаемому. Вместе с тем многие специальные детские занятия – дидактические игры, рисование, конструирование, занятия по развитию речи и пр. – создают благоприятные условия для развития преднамеренного и осмысленного запоминания и воспроизведения. [55]

Исследования, проведенные в русле деятельностного подхода, показали, какое огромное влияние на развитие познавательной деятельности ребенка оказывает многообразная, постепенно усложняющаяся предметная деятельность. Широкое использование предметно-практическая деятельности является логическим выводом из таких крайне важных научных положений, как компенсация через развитие (Л. С. Выготский), мобилизация здоровых сил и возможностей детей в качестве основы развития аномальных школьников (И. И. Данюшевский), стадийность в развитии детей (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.).

Л. С. Плаксина (1998) отмечает, что основные задачи предметно-практического обучения направлены на формирование реальных представлений об окружающем мире, обогащение детей умениями действовать с предметами, их свойствами и признаками. Кроме того, важно использовать предметно-практическую деятельность как эффективное средство преодоления различных негативных сторон в развитии личности ребенка с нарушением зрения. В процессе предметной деятельности создаются благоприятные условия для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребенка. [53]

На уроках предметно-практического обучения (ППО) проводятся следующие виды работ: лепка (из пластилина и глины), аппликационные работы, рисование, моделирование (из бумаги и картона, проволоки), конструирование (из деталей деревянного, пластмассового и металлического и конструкторов, из строительного материала), создание макетов и панорам, работа с мозаикой и текстилем, труд на учебно-опытном участке по выращиванию растений и уходу за ними.

В дошкольном детстве особую роль в развитии образной непроизвольной памяти ребенка с нарушением зрения играют наблюдения. Направляя внимание ребенка в течение занятий по предметно-практическому обучению на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, педагог обеспечивает формирование полного и точного образа памяти. [67]

Эту особенность очень точно сформулировал Л. С. Выготский: «Если . хотите, чтобы ребенок с нарушением зрения усвоил что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус . При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения . вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая – третью и т.д.» [11]

Таким образом, память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений у ребенка с нарушением зрения недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в слове. (М. И. Земцова, 1956; А. Г. Литвак, 1985; Л. И. Солнцева, 1998).

А. Р. Лурия (1966) отмечает, что память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание. Однако следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т. п., побуждать ребенка активизировать свой опыт. Развитие образной памяти обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность. [44]

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Умозаключение как форма мышления
Знания людей по происхождению делятся на непосредственные, почерпнутые из опыта, и опосредованные, выводные. Решающую роль играет именно выводное знание, в котором особенно ярко рас­крывается активность человеческого разума. Основной логической формой опосредованного мышления является умозаключение. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из од­ного или нескольких суждений с необход ...

Античная психология
Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело отвечать: “Аристотель”. Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель заложил первые камни в основание многих дисциплин. Его по праву следует считать также отцом психологии как науки. Им был написан первый курс общей психологии “О душе”. Сначала он изложил историю вопроса, мнения св ...

Приложения
Приложение 1 Таблица №1 Результаты диагностики уровня эмпатии студентов 2го и 4 курсов (методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова) Ф.И. О испытуемого Уровень эмпатии Очень высокий уровень (от 82 баллов) Высокий уровень (то 63 до 81 балла) Средний уровень (от 37 до 62 баллов) Низкий уровень (от 12 до 36 баллов) Очень низкий уровень (менее 11 баллов) 1. Р ...