Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения
Страница 1

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения

Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели. Поэтому содержание запоминаемого и припоминаемого определяется тем, что ребенку непосредственно нужно и интересно. Запоминание впрок в целях отдаленного использования материала, т. е. запоминание, носящее характер заучивания, осуществляется ребенком с большим трудом и то лишь в конце дошкольного возраста.

А.В. Запорожец и Д. Б. Эльконин (1964) отмечают, что память дошкольника носит по преимуществу непреднамеренный характер. Ее эффективность в основном зависит от активности ребенка, вызываемой и поддерживаемой непосредственными целями и мотивами деятельности и тем прямым отношением, которое создается у ребенка к воспринимаемому. Вместе с тем многие специальные детские занятия – дидактические игры, рисование, конструирование, занятия по развитию речи и пр. – создают благоприятные условия для развития преднамеренного и осмысленного запоминания и воспроизведения. [55]

Исследования, проведенные в русле деятельностного подхода, показали, какое огромное влияние на развитие познавательной деятельности ребенка оказывает многообразная, постепенно усложняющаяся предметная деятельность. Широкое использование предметно-практическая деятельности является логическим выводом из таких крайне важных научных положений, как компенсация через развитие (Л. С. Выготский), мобилизация здоровых сил и возможностей детей в качестве основы развития аномальных школьников (И. И. Данюшевский), стадийность в развитии детей (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.).

Л. С. Плаксина (1998) отмечает, что основные задачи предметно-практического обучения направлены на формирование реальных представлений об окружающем мире, обогащение детей умениями действовать с предметами, их свойствами и признаками. Кроме того, важно использовать предметно-практическую деятельность как эффективное средство преодоления различных негативных сторон в развитии личности ребенка с нарушением зрения. В процессе предметной деятельности создаются благоприятные условия для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребенка. [53]

На уроках предметно-практического обучения (ППО) проводятся следующие виды работ: лепка (из пластилина и глины), аппликационные работы, рисование, моделирование (из бумаги и картона, проволоки), конструирование (из деталей деревянного, пластмассового и металлического и конструкторов, из строительного материала), создание макетов и панорам, работа с мозаикой и текстилем, труд на учебно-опытном участке по выращиванию растений и уходу за ними.

В дошкольном детстве особую роль в развитии образной непроизвольной памяти ребенка с нарушением зрения играют наблюдения. Направляя внимание ребенка в течение занятий по предметно-практическому обучению на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, педагог обеспечивает формирование полного и точного образа памяти. [67]

Эту особенность очень точно сформулировал Л. С. Выготский: «Если . хотите, чтобы ребенок с нарушением зрения усвоил что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус . При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения . вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая – третью и т.д.» [11]

Таким образом, память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений у ребенка с нарушением зрения недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в слове. (М. И. Земцова, 1956; А. Г. Литвак, 1985; Л. И. Солнцева, 1998).

А. Р. Лурия (1966) отмечает, что память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание. Однако следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т. п., побуждать ребенка активизировать свой опыт. Развитие образной памяти обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность. [44]

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога
Для исследования влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала использовались следующие методики: "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова Эмпатия - способность к принятию, сочувствию и сопереживанию. Методика направлена на диагностирование уровня эмпатии, выявление уровней эмпатийных тенденций. Изучение взаимосвязи типа личности и сфер ...

Управление неформальной организацией
Очень важно, чтобы руководители понимали, что неформальные ор­ганизации динамически взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто стал уделять внимание этому фактору, а также образованию неформаль­ных организаций был Джордж Хоманс, теоретик в области исследования групп. В Модели Хоманса (см. рис. 2.) под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. [4] В процессе выполнения э ...

Основы понимания духовного кризиса
На мой взгляд, основы понимания духовного кризиса в западной психологической науке были заложены американским философом и психологом Уильямом Джемсом (1842 – 1910). Его книга "Многообразие религиозного опыта" [12] - это классический труд, обосновывающий важность религиозного опыта в человеческой жизни и дающий примеры описания случаев духовного кризиса и их разрешения, ведущего к более ...