Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения
Страница 3

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения

Для развития у детей трудовых навыков и умений, необходимо, чтобы они хорошо знали и представляли основные свойства материалов и объектов труда. Для этого необходимо формировать чувственные способности, знания детей о сенсорных эталонах формы, величины, цвета, пространства. Все это способствует обогащению образов, развитию речи, мышления, т.е. весь процесс трудового воспитания имеет познавательное, воспитательное значение и сказывается на ходе формирования психической деятельности и личности слабовидящего ребенка.

Следует выделить специальную направленность предметно-практического обучения, как эффективного средства развития образной памяти и компенсации зрительной недостаточности за счет формирования полисенсорных взаимосвязей. На занятиях выделяются следующие направления: проведение работы по расширению и обогащению практического опыта детей; формирование способов зрительного восприятия и умения пользоваться неполноценным зрением; формирование способов познания за счет сохранных анализаторов и речи. Здесь очень важно направлять зрительное восприятие детей на выделение характерных признаков и свойств материалов и предметов труда; алгоритмизировать, упорядочить процесс зрительного восприятия при создании максимальных позитивных условий для развития образов памяти с применением специальных приспособлений и приемов: трафаретов, лекал, схем, моделей действий и результатов труда, так как их использование повышает эффективность формирования предметно-практических действий и облегчает детям процесс достижения положительного качественного результата, а это снимает негативные предпосылки к возможному формированию неуверенности в своих силах и повышает потенциальные стремления детей к преодолению возникающих трудностей зрительной недостаточности. [53]

Перед каждым занятием проводится система подготовительных упражнений, направленных на то, чтобы обучить детей с нарушением зрения свободно действовать с орудиями труда и оперировать свойствами материалов для создания того или иного предмета, обеспечит детям качество результата труда; уточнить, какие свойства и признаки материалов помогут создать предмет: бумагу можно согнуть, склеить, разрезать; ткань сшивается, режется ножницами, склеивается.

Дифференциацию свойств материалов – бумаги, ткани, картона и дерева можно осуществлять в специальных играх и упражнениях, где дети отличают признаки на полисенсорной основе: по запаху, осязанию, слуху, тактильно. Эта работа продолжается в других различных видах труда: в уголке природы, хозяйственно-бытовом труде.

Л. И. Плаксина (1998) говорит о том, что детям с косоглазием и амблиопией необходимо показывать зависимость результата труда от точности, качества предметных действий. Этому в немалой степени способствует метод поэтапного выполнения трудового задания, когда дети могут контролировать качество своих действий на каждом этапе. Стремясь исправить в соответствии с указаниями педагога и имеющимся образцом. Первостепенное значение приобретает направляющее воздействие педагога, заключающееся в специфических вопросах, указаниях, показах и повторах действий, стимулирующих качество и результативность действий детей и способствующих формированию самостоятельного анализа и исполнения.

Сочетание наглядных приемов и способов со словесными пояснениями оказывается одним из основных условий формирования предметно-практических действий, способствующих развитию мнемических образов. На начальных этапах формирования предметно-практических действий выделяется ведущая роль показа этапов предметного действия и создается возможность для подражания. При этом не следует злоупотреблять словесной инструкцией, каждое слово должно быть соотнесено с конкретным признаком или действием.

Предметно-практическая деятельность предоставляет большие возможности для развития не только образной памяти, но и словесной памяти детей с нарушением зрения. Специфика работы по развитию памяти на занятиях ППО заключается в том, что перед детьми с нарушением зрения не ставится специальная задача заучивания слов и фраз, однако сама организация занятий обеспечивает непроизвольное усвоение материала, который составляет содержание их деятельности. Во время лепки, рисования, конструирования, аппликационных работ дошкольники запоминают слова, словосочетания, структуры предложений, связные тексты, ибо практическая деятельность с предметами невозможна без использования новых слов и соответствующих связных высказываний (просьбы, поручения, пожелания, вопросы и т. д.).

Подводя итог теоретическому исследованию образной памяти детей с нарушением зрения, мы имеем основание утверждать, что в отечественной тифлопсихологии и тифлопедагогике до настоящего времени проблема ее качественных особенностей и повышения уровня продуктивности мнемических процессов (запоминания, узнавания и воспроизведения) с использованием предметно-практического обучения у детей с косоглазием и амблиопией разработана недостаточно.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме: