Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска
Страница 3

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска

Единство целей оперативного уполномоченного уголовного розыска и следователя подчеркивается в коллективной монографии «Теория судебных доказательств в советском уголовном процессе» В частности, в ней указывается, что «закон требует четкого разделения обязанностей следователя и оперативного работника, которые, в равной степени отвечая за раскрытие преступления, идут к общей цели разными путями, используя различные методы»25.

Таким образом, единство целей в профессиональной деятельности следователя и работника уголовного розыска обусловливает обоюдную заинтересованность в решении задачи по раскрытию преступлений Вместе с тем необходимо отметить, что условия этой задачи, представляющие собой материальную и идеальную информацию по факту совершения преступления, будут едиными для них только на первоначальном этапе (например, при осмотре места происшествия).

Различия в условиях решаемых задач в дальнейшем объясняются спецификой форм деятельности (только процессуальной— у следователя и возможностью использования непроцессуальных форм—у работника уголовного розыска), а также спецификой способов (методов) осуществления следственной и оперативно-розыскной деятельности. Наиболее показательной в этом отношении является классификация методов познания, используемых в расследовании, в зависимости от их содержания и в соответствии с решаемыми задачами, предложенная И.М. Лузгиным.

1. Всеобщие методы познания — марксистско-ленинская диалектика.

2 Общие методы используемые в различных областях познания (например, наблюдение, сравнение, эксперимент, моделирование и т. п.).

3 Специальные или специфические приемы, используемые в какой-либо одной области деятельности26

Так, специальными приемами в процессе расследования являются, например, приемы обнаружения невидимых и слабовидимых следов установления личности по чертам внешности, отождествление целого по частям.

При проведении поисковых мероприятий от работников аппаратов уголовного розыска органов внутренних дел, кроме общих, требуется применение специальных тактических приемов и средств, позволяющих успешно выявлять преступников. Поэтому такие мероприятия выполняются только лицами, непосредственно участвующими в этой деятельности.

Кроме того, следователь прибегает к помощи оперативного уполномоченного уголовного розыска для предотвращения преступлений, раскрытия уже совершенных, для установления и задержания преступников и решения вопросов, ответы на которые не удается получить следственным путем.

Вышеизложенное позволяет выделить некоторые специфические черты, присущие задачам, направленным на раскрытие преступлений:

1. Многоцелевой характер (например, в случае кражи процесс раскрытия преследует, по крайней мере, три цели: установление воров, их изобличение, розыск похищенного).

2. Необходимость осуществления мыслительных действий в условиях дефицита времени, недостаточности необходимой и избыточности ненужной информации, трудности установления их объема.

3. Наличие двух основных групп условий задачи:

— относительно статичных (обстановка происшествия, материальные объекты, пространственные характеристики местности, сохранившие или отразившие следы и состояния, существенные для раскрытия преступления);

— динамических (свидетели, потерпевшие и пр.).

4. Качественная неограниченность динамических элементов задачи, наличие у них большого количества свойств, влияющих на процесс раскрытия, которые необходимо учитывать при решении (например, способность свидетелей или потерпевших забывать факты, искажать их, внушаемость, умышленное нежелание помочь раскрытию и т. д.).

5. Значительная неопределенность условий задачи в силу изменчивости, динамичности ситуации в целом, в зависимости от различного сочетания динамических и статических ее элементов.

6. Особенности решения:

— нахождение ряда пространственно-временных комбинаций или перекомбинаций наличных, предполагаемых и получаемых в ходе решения элементов,

— осуществление решения задачи путем системы последовательных, взаимосвязанных и в то же время относительно независимых действий, предполагающих периодический возврат к исходным, а также получаемым в процессе решения элементам ситуации.

Необходимым этапом в изучении задач по раскрытию преступлений является их классификация.

В юридической психологии были предприняты попытки классификации следственных задач по таким основаниям, как характер, направленность и способ их решения.

Так, учитывая, что в каждом конкретном деле условия задач часто переплетаются, а решения подчинены одной цели— отысканию истины, И.К. Шахриманьян наметил основные типы следственных задач.

К первому типу он относит задачи на построение различных версий.

Ко второму типу — задачи на поиски различных источников информации, в ходе которых следователь устанавливает возможность свидетелей, обвиняемых и другие источники сведений о доказательствах

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Методы психологической помощи детям в ситуации развода.
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет про ...

Актуализация позитивных стереотипов поведения, и нивелирование негативных. Работа с персоналом
В связи со сказанным выше, мне кажется, не менее важным учитывать то каким образом будут себя вести и как выглядеть «обслуживающий персонал», так как ведущий и докладчики не единственные люди, с которыми взаимодействуют и которых видят приглашенные люди. Основываясь на знании определенных психологических механизмов и стереотипах восприятия, следует разработать инструкции по стилю разговора и п ...

Игрушка в психосексуальном развитии ребенка (Развитие функций игрушки)
Взрослому важно осознать, что ребенок не сразу научается отличать «игрушки» от «неигрушек». До 1—2 лет он пытается играть со всеми попадающими в его поле зрения предметами. Разнообразные неодушевленные предметы входят в жизнь ребенка в тот момент, когда он внезапно обнаруживает нечто в мире, отличное от его собственного тела и тела матери. Ребенок открывает для себя, что его движения могут нечто ...