К.Г.Юнг
Страница 1

Карл Густав Юнг (1875-1961) вошёл в историю как человек, обогативший науки о человеке множеством ценных идей и методов. В свете данной работы важнейшим представляется то, что он расширил область непосредственных переживаний человеческого опыта за пределы индивидуальных биографических границ и серьёзно подошёл к духовным моментам человеческой жизни как важнейшим факторам душевного здоровья.

Введённая им дифференцировка психики дополняет фрейдовскую структуру понятием коллективного бессознательного.

"…Я хотел бы подчеркнуть, что мы должны различать три уровня души: (1) сознание, (2) личное бессознательное, (3) коллективное бессознательное. Личное бессознательное состоит, во-первых, из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо из-за того, что утратили свою интенсивность и забылись, либо из-за того, что сознание отстранилось от них (вытеснение); и, во-вторых, из содержаний (отчасти, чувственных впечатлений), которые никогда не обладали достаточной интенсивностью, чтобы достичь сознания, но тем не менее как-то проникали в душу (psyche). Коллективное же бессознательное, как родовое наследие возможностей репрезентации, является не индивидуальным, а общим для всех людей и даже, возможно, всех животных, и составляет истинную основу индивидуальной души" [34, С.48].

Таким образом, в каждом человеке существует уровень, в котором существуют сконденсированные формы опыта предшествующих поколений.

"… коллективное бессознательное именно наследуется, а не развивается индивидуально. Оно состоит из предсуществующих форм, которые могут сознаваться только вторично и которые придают определённую форму некоторым психическим содержаниям" [28, С.70].

Эти предшествующие формы обеспечивают адаптацию к типичным жизненным ситуациям, с которыми приходилось иметь дело на протяжении всей истории становления человечества.

"Все согласны с тем, что совершенно невозможно понять живой организм, вне его связи со средой обитания. …. То же самое справедливо и в отношении души. Её специфическая организация должна быть тесно связана с условиями внешней среды. От сознания мы можем ожидать реагирования на настоящее и адаптации к нему, поскольку сознание – это та часть души, которая имеет дело, главным образом, с событиями текущего момента. А от коллективного бессознательного, как вневременной и всеобщей (части) души, нам следует ожидать реакций на универсальные и постоянные условия, будь они психологическими, физиологическими или физическими" [34, С.48-49].

Эти универсальные и постоянные условия порождают то, что является важнейшим структурным компонентом юнгианской психологии – архетипы. Именно они лежат в основе различных проявлений человеческой культуры – начиная с мифов и продолжаясь в основы социального порядка и другие элементы цивилизации.

"Психологические условия среды обитания обычно оставляют за собой похожие мифологические следы. Опасные ситуации, будь это физическая опасность или угроза душе, вызывают эффективно заряженные фантазии, а поскольку такие ситуации регулярно повторяются, то есть являются типичными, они дают начало архетипам, как я назвал все мотивы мифов в общем" [34, С.52].

В формировании архетипов и их реализации в конкретном человеке важнейшую роль играют эмоциональные факторы его непосредственного окружения.

"Отложение всего родового опыта человечества – столь богатого эмоциональными образами – в отношении отца, матери, ребёнка, мужа и жены, магической личности, угроз телу и душе, возвысило эту группу архетипов до статуса верховных регулятивных принципов религиозной и даже политической жизни и привело к бессознательному признанию их огромной психологической силы и власти" [34, С.53-54].

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Выводы
В данной работе были выполнена задача о проведении теоретического анализа литературы по формированию временной перспективы в онтогенезе. Исследовалось понятие «временной перспективы» в психологической науке. К. Левин определил это понятие как «включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего». Т.к. когда переживает свое настоящее положение, оно неминуемо связано с его ожиданиями, желан ...

Психологическая феноменология одиночества. Понятие феномена одиночества
Одиночество – одна из главных проблем в обеспечении психологического благополучия. Это острое внутреннее, субъективное переживание. Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самой тяжкой карой была не смертная казнь, а изгнание, т.е. наказание одиночеством. Эта тради ...

Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие лю ...