К.Г.ЮнгСтраница 3
Важнейшим в человеческой жизни Юнг считает индивидуацию.
"Индивидуация означает становление не-делимым, и коль скоро "индивидуальность означает в себе нашу глубочайшую, крайнюю и бесподобную особенность, она также представляет становление человека самим собой. Поэтому мы могли бы истолковать индивидуацию как "путь к себе" или как "самоосуществление"" [31, С.132].
Процесс индивидуации – тесно связан с раскрытием и ассимиляцией бессознательного. Основными архетипами, включёнными в происходящую при этом трансформацию, являются персонона – проявляющаяся как социальная маска, и самость – центр человеческого существа во всей его полноте.
"Цель индивидуации – не что иное, как освобождение самости от фальшивых обёрток персоны, с одной стороны, и лишение изначальных образов их суггестивной силы, - с другой" [31, С.133].
Индивидуация и связанная с ней ассимиляция бессознательного –процесс весьма сложный, чреватый многими опасностями. В частности, может случиться следующее.
"Если из-за ассимиляции бессознательного мы ошибочно включаем коллективную психику в инвентарь личных психических функций, то неизбежно наступает распад личности на объединённые в пары противоположности" [31, С.106].
Юнг очень много уделил изучению духовного кризиса, происходящего в середине человеческой жизни.
"Статистика показывает рост частоты психических депрессий у мужчин в районе 40 лет. У женщин невротические осложнения начинаются обычно несколько раньше. Мы видим, что в этой фазе жизни, между 35 и 40 годами, в душе человека подготавливается важное изменение. Поначалу оно не сознаётся и не бросается в глаза другим; скорее эта перемена предстаёт в форме косвенных признаков, берущих начало в бессознательном. Часто это выглядит как медленное изменение характера человека; в другом случае у человека могут вновь обнаружиться некоторые характерные черты, которые исчезли у него с окончанием детства; или, ещё, присущие до этого наклонности и интересы начинают слабеть и их место занимают другие. Весьма часто случается обратное: выстраданные человеком убеждения и принципы, особенно моральные, начинают твердеть и их стойкость нарастает до тех пор, пока где-то примерно в 50-летнем возрасте не наступает период нетерпимости и фанатизма. Происходит так, как если бы существованию этих принципов угрожала опасность и потому необходимо придавать им всё больший вес" [33, С.22-23].
Очень важным является подготовка человека к тому, с чем ему предстоит встретиться.
"Хуже всего то, что интеллигентные и культурные люди проживают жизнь, даже не подозревая о возможности таких превращений. Они пускаются в плавание по второй половине жизни совершенно не подготовленными. …Но мы не можем жить после полудня по расписанию внутренней жизни; ибо то, что было важно утром, вечером почти не имеет значения, как и то, что утром было правильным, вечером становится неправильным" [33, С.26-27].
Для Юнга религия не пережиток прошлого, но копилка символов, которые при их подлинной значимости для человека, могут дать более полную и целостную жизнь.
"Если хаотические движения толпы, каждые из которых заканчивается взаимным разочарованием, направляются в единое русло волей диктатора, то индивиду в его разъединенном состоянии также необходим направляющий и упорядочивающий принцип. Это – создание хочет, чтобы эту роль играла его воля, но при этом упускает из вида мощные факторы бессознательного, которые стоят на пути его намерений. Если оно хочет достичь цели синтеза, то оно должно сначала познать природу всех этих факторов. Оно должно пережить их, или обладать нуменозным символом, который их выражает и ведет к их синтезу. Возможно, что для этого сгодился бы религиозный символ, который включает в себя и визуально представляет то, что ищет выражения в современном человеке". [29, С.138].
Другое по теме:
Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития
памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные
особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Первая серия была направлена уровень запоминания зрительных образов. В первом задании детям предлагалось запомнить три геометрические фигуры, а затем найти их среди других геометрических фигур, расположенных в случайном порядке, за определенное количество времени.
Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке ...
Познавательная роль дедукции
Дедукция играет большую роль в мышлении и практической жизни. В дедукции особенно ярко обнаруживается активность мышления. Исходя из обобщенного опыта, из практически проверенных научных положений выводится новое знание, в истинности которого мы уверены помимо непосредственной проверки каждого отдельного случая.
Без такой уверенности невозможно было бы использовать прошлые знания людей, не ...
Стилистический барьер
Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.
Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне л ...