Факторы, необходимые для развития личности подростка
Страница 1

Психология » Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию » Факторы, необходимые для развития личности подростка

Понять подростков, особенности данного возрастного периода нам поможет знание о той особой нише развития, в которой они сегодня живут. Для них характерна возрастная сегрегация: современные подростки вступают во взаимодействие в основном со сверстниками и значительно меньше с младшими детьми или взрослыми. Это происходит в большей степени вследствие выбора ими такого поведения, в связи тем, что они хотят казаться старше и поэтому меньше общаются с младшими детьми, а также потому, что предпочитают постичь жизнь самостоятельно, без того принуждения, которое часто навязывается взрослыми [5].

Возрастная сегрегация может иметь негативные последствия. Отгороженность от младших лишает подростков возможности руководить и обучать тех, кто знает меньше, чем они, за исключением того незначительного времени, которое уделяется ими заботе о сиблингах, либо когда они работают нянями, вожатыми в летних лагерях. В свою очередь, отделение от мира взрослых означает, что подростки упускают шанс научиться чему-то новому — возможность работать рядом со старшими, опытными людьми. В основном подростки отгорожены от серьезных проблем, постоянной трудовой деятельности, обычаев и законов общества, у них не воспитывается чувство ответственности, не считая ограниченного времени, когда они помогают родителям по дому или подрабатывают после школы [18]. Другой характеристикой подросткового возраста является длительная экономическая зависимость. В современном обществе молодые люди часто зависят от финансовой поддержки родителей во время продолжительного образования, необходимого для профессиональной деятельности, требующей технологически сложных навыков. Для тех, кто не получил достаточного образования, доступна лишь малоинтересная и низкооплачиваемая работа. В любом случае, подростки часто испытывают фрустрацию и обеспокоены поиском своего места в этом мире. Так или иначе, подростковый возраст в некотором отношении является временем ограниченных прав, возможностей и предписанных ролей. Другие авторы, например Э. Эриксон, придерживаются более позитивного взгляда, рассматривая данный возрастной период как время, позволяющее личности исследовать различные роли и экспериментировать с ними до того, как она примет на себя ответственность взрослого мира. На молодых людей оказывают влияние также события того времени, в котором они живут. Для каждой эпохи характерны свои войны, религиозные движения, экономические подъемы и спады. Особенно уязвимы к таким кризисам подростки. Положение в мире влияет на них намного сильнее, чем на младших детей. Молодежь сражается в войнах, участвует в восстаниях и вкладывает свою энергию в движения за социальные реформы. Подростки и их старшие товарищи, движимые идеалистическими устремлениями, поддерживают радикальные политические и религиозные движения. Во время экономических спадов они теряют работу и находят ее при экономическом подъеме. В наши дни на подростков влияют не только местные и региональные кризисы, но и кризисы в различных частях мира [11,22]. Также необходимо сказать, что особое влияние на подростков оказывают средства массовой информации. Как мы неоднократно видели, теории развития человека подчеркивают важность эмоционально поддерживающей и отзывчивой окружающей среды. Индивидуумы в любом возрасте обучаются лучше, если они могут воздействовать на окружающую среду, воспринимать последствия своих действий и обладать определенной силой для их изменения. Однако невозможно изменить события, о которых сообщают телевидение и другие средства массовой информации. По всей вероятности, подростки, физические и умственные способности которых развиваются быстро, особенно уязвимы, являясь пассивными потребителями средств массовой информации. Трагедии и жестокость воспринимаются ими прозаично; возможно, у них развивается жажда к сверхсильной стимуляции. Хотя многие тинэйджеры достаточно позитивно относятся к своей скорости созревания, отклонение по срокам может создать проблему [33]. Это особенно верно для поздно созревающих мальчиков. Так как девочки достигают зрелости в среднем на 2 года раньше мальчиков, такой поздно созревающий ребенок входит в период интенсивного роста и достижения пубертата позже всех. Таким образом, у него меньше рост и мускулатура слабее, чем у его сверстников. Ему трудно догнать их в большинстве спортивных соревнований и во многих социальных ситуациях. Другие дети и взрослые часто относятся к подростку с запоздалым взрослением как к маленькому, такой ребенок имеет более низкий социальный статус среди сверстников, воспринимается старшими как менее умелый. Иногда подобное самовосприятие становится самоосуществляющимся пророчеством, и мальчик реагирует в ответ на такое отношение детской зависимостью и незрелым поведением. В других случаях он может выказывать гиперкомпенсацию посредством чрезвычайно агрессивного поведения. Напротив, рано созревающие мальчики чаще достигают социальных и спортивных успехов среди сверстников, получают удовольствие от позитивного самореализующегося пророчества. Рано созревающие мальчики, начиная со среднего детского возраста, могут становиться лидерами в своих группах сверстников. Для девочек раннее созревание нельзя считать однозначно положительным фактором. Их более позднее созревание может быть благоприятно в том, что оно происходит примерно в то же время, что и у сверстников-мальчиков. Поэтому положение девочки лучше в том отношении, что ей легче найти общее в интересах и предпочтениях с окружающими ее ребятами. Она может быть более популярна у сверстников, чем рано созревающие девочки. С другой стороны, рано созревающие девочки выше ростом, более развиты, чем все их сверстники обоего пола. Одним из последствий этого является то, что у них меньше возможностей обсудить свои физические и эмоциональные изменения с друзьями. Другая проблема состоит в том, что они значительно чаще испытывают психологические страдания в процессе взросления и сверстники чаще дразнят их. Кроме того, старшие мальчики могут воспринимать их как «доступных». Но в этом есть и свое преимущество. После завершения трудного адаптационного периода рано созревающие девочки нередко чувствуют себя более привлекательными, предпочитаемыми старшими мальчиками, им чаще назначают свидания в сравнении с их сверстницами [7,2,29,34,36].

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. Важным является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский [11] был несо ...

Программа коррекционного занятия
Цель занятия: понизить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности учащихся. Задачи: 1) Создать условия для комфортной и безопасной работы детей; 2) Познакомить детей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки; 3) Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка; 4) Способствовать снятию психологического и мышечн ...

Общее описание клиента
1. Внешность: конституциональные особенности, поза, осанка, одежда, ухоженность, состояние волос и ногтей, насколько у пациента здоровый или болезненный вид, выглядит ли он злобным, испуганным, апатичным, растерянным, высокомерным, или не может найти себе место, уравновешен ли он, выглядит ли молодым или старым, женоподобным (мужеподобным), обнаруживает ли признаки тревожности, потирает ли руки, ...