Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности
Страница 1

Психология » Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала » Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.

Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

Можно дать следующее обобщенное определение личности. Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей. [7, 14, 21].

Во второй половине XIX - XX веке появилось большое количество психологических теорий, в каждой из которых имел место свой особый взгляд на личность и ее составляющие.

Психодинамическая теория Фрейда;

Индивидуальная психология Адлера;

Аналитическая психология Юнга;

Психосоциальная теория Эриксона;

Теория черт личности Олпорта;

Структурная теория черт личности Кеттелла;

Теория типов личности Айзенка;

Бихевиористическая теория Скиннера;

Теория социального научения Роттера;

Социально - когнитивная теория Бандуры;

Когнитивная теория Келли;

Гуманистическая теория Маслоу;

Феноменологическая теория Роджерса; [7, 14, 21].

У каждого из авторов этих теорий свое представление о личности и ее составляющих. Лишь немногие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами.

Личность - сложно организованная иерархизированная система, которая обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и развивается только в деятельности.

С точки зрения В.С. Мерлина, признак свойств личности - направленность на объекты действительности. Направленность личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями. [14].

Поскольку мы в нашем исследовании рассматривали взаимосвязь черт личности и становления профессионализма психологов, изучаемые нами индивидуальные психологические особенности студентов, получающих психологическое образование, характеризовались в наибольшей степени отношением к окружающим людям. Потому что именно отношение к окружающим людям, принятие их и уважение их чувств и мыслей и определяет в значительной степени успешность работы психолога.

Индивидуальное своеобразие личности часто называют характером. Характер включает в себя как индивидуальные, так и социально-типичные черты, поскольку он формируется как в зависимости от индивидуальных особенностей личности, так и под влиянием общества. Черты характера проявляются только в социально-типичных ситуациях. Примерами черт характера могут быть: ответственность, аккуратность, добросовестность, лень, халатность и др. Характер определяет линию и манеру поведения человека, содержательную сторону его переживаний и интеллектуальной деятельности, определяется качественными особенностями всей психики в целом.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Асинхрония развития
Современная «классификация психических и поведенческих расстройств» международной системы болезней десятого пересмотра», МКБ-10, 1992 принятой Всемирной организацией здравоохранения и действующей в настоящее время. Она относится к классу эмпирических и содержит несколько разделов. I. - УО, дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая, а также «другая» и «неуточ ...

Современное понятие самооценки
Развитию современного понятия самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др. Вопросу самооценки в отечественной психологии уделяли и уделяют достаточно много внимания. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость са ...

Методы влияния
На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция (11), и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярные сейчас дискуссии о том, положительным или отрицательным я ...