Факторы, необходимые для развития личности подросткаСтраница 3
В свою очередь, исследователи в области обработки информации особое внимание уделяют развитию метапознания у подростков. У них наблюдается рост способностей к анализу своего мышления, формированию стратегий и планированию. Подростки учатся проверять и сознательно изменять свои процессы мышления.
Таким образом, когнитивное развитие в ходе подросткового возраста включает в себя:
1) более эффективное использование отдельных компонентов обработки информации, таких как память, запоминание, а также ее использование в других ситуациях;
2) более сложные стратегии решения различных типов проблем;
3) более эффективные способы овладения и символического сохранения информации;
4) более высокую степень исполнительных функций, включая планирование, принятие решений, гибкость при выборе стратегий из широкого ряда сценариев.
Таким образом, когнитивное развитие, а следовательно и рост интеллектуальных умений, включает в себя как накопление знаний, так и улучшение обработки информации. Эти два аспекта являются взаимозависимыми. Решения проблемы становятся более рациональными и эффективными, если человек обладает большим объемом необходимой информации. Индивиды, у которых процессы хранения и припоминания развиты лучше, формируют более полную базу знаний. Подростки более успешны в решении проблем и выводах, чем младшие дети, но для этого они располагают и более широким арсеналом сценариев и других схем. Вспомним, что дошкольники создают простые сценарии для повседневной деятельности. Напротив, сценарии подростков сложнее и создаются для отдельных обстоятельств (например, игры в мяч) или специальных процедур (выборы председателя). При попытке решить проблему или понять социальное явление они могут сделать выводы об их значимости, устанавливая связи со своими более разработанными социальными сценариями [39,41].
Подростки используют свои развивающиеся когнитивные умения в процессе интеллектуальных и моральных поисков в отношении их самих, их семей и мира в целом. Благодаря новым улучшенным когнитивным навыкам они значительно расширяют пределы своего мышления и обогащают его содержание. Поскольку подросток теперь может оперировать с неправдоподобными ситуациями, то книги и фильмы в жанре научной фантастики, фэнтези и ужасов становятся для них приятным времяпрепровождением. Их часто интересуют эксперименты с оккультными, культовыми или измененными состояниями сознания, вызываемыми различными средствами, от медитации до наркотиков. Абстрактное мышление влияет не только на эти занятия и на изучение естественных наук и математики, но также и на то, как подростки исследуют социальный мир [18].
Способность понимать неправдоподобные ситуации влияет на взаимоотношения родителей и детей. Подростки сопоставляют свое понятие об идеальном родителе с реальным родителем, которого ежедневно видят дома. Часто они настроены критично ко всем социальным институтам, включая семью и особенно отца и мать. Поэтому в раннем подростковом возрасте есть тенденция к росту семейных ссор. Тем не менее, многие исследователи полагают, что битвы, возникающие в ходе таких повседневных дел, как работа по дому, выбор одежды, украшений (таких, как татуировки и пирсинг), стиля прически, выполнение домашних заданий и еда в семье, служат полезной цели. Они позволяют подросткам опробовать свою независимость в решении относительно неважных вопросов в безопасной домашней обстановке. Действительно, слово «договариваться» достаточно популярно для подросткового возраста. Вместо рассуждений о бунтующем и болезненном отделении тинэйджеров от своих семей многие исследователи предпочитают изображать подростковый период как время, в котором родители и дети договариваются о новых отношениях друг с другом (как и в случае переговоров о совместных целях). Подростки могут обрести больше независимости; родители должны научиться воспринимать своего ребенка как равного себе, имеющего право на другое мнение. Для большинства молодежи взаимодействие между этими конкурирующими потребностями сопровождается заботливыми и близкими взаимоотношениями со своими родителями. Тинэйджеры, у которых было наиболее сильное ощущение себя как личности, выросли в семьях, где родители обеспечивали не только руководство и поддержку, но и позволяли детям иметь свою точку зрения. В среднем и старшем подростковом возрасте может возникать растущий интерес к социальным, политическим и моральным вопросам. Подростки начинают создавать целостную концепцию общества и общественных институтов, а также этические принципы, выходящие за пределы тех, с которыми они сталкивались в знакомых близких отношениях. Они создают свои собственные убеждения о политической системе в социальном, культурном и историческом контекстах. Их понимание мира становится все сложнее по мере накопления опыта, и они могут составлять представления о более сложных теориях и сценариях. Когда происходят общественные конфликты, меняются их представления о гражданских свободах, включая свободу слова и религии. Подростки также используют рациональный анализ проблем, стремясь достичь внутренней согласованности; они анализируют свое состояние в прошлом и думают о своем будущем. Некоторые из колебаний и крайностей поведения появляются, когда подростки начинают интеллектуально сосредоточиваться на своем внутреннем мире. Они перестраивают свое поведение, мысли и установки либо в направлении нового, более индивидуализированного Я - образа, либо к большей конформности к групповым нормам. Улучшенные когнитивные способности, развившиеся в подростковом возрасте, помогают молодежи также принимать решения о работе. Они анализируют как реальные, так и возможные варианты использования своих талантов и способностей. Тем не менее, часто эти выборы профессии до наступления позднего подросткового возраста не основаны на реалистической самооценке и адекватном анализе существующих возможностей трудоустройства [8,27,45].
Другое по теме:
Занятие №4 «Литературия»
Материалы:
плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, корона, трон, листочки со словами (кол-во комплектов по количеству детей в группе), истории об именах ребят из группы, распечатка с домашним заданием.
Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше третье путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ...
Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального
поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса условий, методов воспитания и перевоспитания, методологических подходов, многоуровневого и целе- и разно ...
Занятие №7 «Рефлексия»
Материалы:
плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, рисунки детей со 2го занятия, сочиненные ими сказки, листы А4, фломастеры.
Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше последнее путешествие и вернемся домой. Давайте наполним наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?
“Корабль и ветер”
Цель: настроить ...