Факторы, необходимые для развития личности подростка
Страница 4

Психология » Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию » Факторы, необходимые для развития личности подростка

Как было отмечено выше, важным аспектом формального операционального мышления является способность анализировать свои мыслительные процессы. Обычно подростки уделяют этому много времени, и кроме растущего понимания себя они косвенно достигают и понимания других. Принятие во внимание мышления других людей вместе с подростковой озабоченностью собственными «метаморфозами» приводит к своеобразному виду эгоцентризма. Подростки полагают, что другие люди очарованы ими так же, как и они собой. Они могут не различать свои и чужие интересы. В результате подростки могут неправильно трактовать реакции окружающих их людей и предполагать, что другие будут так же одобрять или критиковать их, как и они себя. В частности, исследования показали, что подростки намного сильнее, чем младшие дети, обеспокоены, что другие увидят их неадекватность.

Характерная для подростков идея, что за ними постоянно наблюдают и их оценивают, получила название воображаемых зрителей. Созданные направленным на себя воображением подростка, воображаемые зрители соучаствуют в его мыслях и переживаниях. Подростки используют воображаемых зрителей с целью изучения различных установок и поведения. Воображаемые зрители также являются источником неприятного ощущения — постоянной болезненной открытости другим людям. Так как подростки не уверены в своей идентичности, они чрезмерно реагируют на точку зрения других, пытаясь понять, кем они являются. В то же время подростки поглощены своими чувствами. Иногда они считают, что их эмоции уникальны. Им кажется, что никто никогда не переживал таких чувств и страданий. Одним из проявлений эгоцентризма подростков, которое Дэвид Элкинд определил как персональный миф, является ощущение, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы. Они думают, что с ними не может произойти ничего плохого, и что они будут жить вечно. Эти ощущения неуязвимости и бессмертности могут лежать в основе рискованного поведения, которое очень распространено в подростковом возрасте. Другим популярным среди подростков представлением является фантазия найденыша. Подростки обретают уверенность, что у их родителей было большое число детей-найденышей. Им трудно вообразить, как два таких обычных и заурядных человека смогли создать столь восприимчивого и уникального индивида — его самого. Так как очевидно, что этого не могло произойти, то его где-то нашли, и он является приемным ребенком. Однако, к счастью, эти варианты эгоцентризма обычно начинают проходить к возрасту 15-16 лет. Подростки начинают понимать, что большинство людей не уделяют им так много внимания, что они также подчиняются законам природы, как и остальные люди.

Таким образом, у подростков может быть опыт интеллектуальной интоксикации. Новые силы мышления направлены внутрь себя для детальной проверки Я и в то же время на внешний мир, который неожиданно становится намного сложнее [17,21,49].

Продвигаясь к взрослости, подростки вынуждены столкнуться с новыми для них аспектами морали. Например, так как теперь они способны заниматься сексом, им нужно решить, что он для них значит, вступать ли в сексуальные отношения до брака, равно как и вопрос «как далеко можно зайти?». Они должны оценить поведение и установки сверстников, которые, возможно, употребляют наркотики или связаны с преступными группировками. Им предстоит решить, важно ли хорошо учиться в школе. Подросткам также нужно понять, что они чувствуют по отношению к обществу, которое измеряет успех в большей степени на основании богатства и силы, и какую роль будет играть в их жизни религия (если будет играть вообще). В результате им приходится решать более широкие проблемы, которые в дальнейшем определят их будущее. Некоторые их решения, включая решения о сексе, ведут за собой сложные, иногда связанные с угрозой жизни последствия. Розмари Джадак и ее коллеги изучали моральные рассуждения 18- и 20-летних людей о сексуальном поведении, которое могло привести к венерическим заболеваниям, включая ВИЧ/СПИД. Исследователи обнаружили, что только 20-летние испытуемые готовы к решению моральных проблем, связанных с венерическими заболеваниями. По-видимому, даже способность выносить моральные суждения об угрожающем жизни поведении требует времени для своего развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Выводы
С помощью выстроенных графиков, проведенных клинических бесед и проведенных корреляционного и регрессионного анализов мы смогли подтвердить двинутые нами гипотезы: 1.Самооценка и уровень личностной тревожности связаны между собой, по таким шкалам как: реальное здоровье, реальное счастье, реальные социальные контакты, реальная и достижимая внешность, реальная общая оценка себя. Корреляционной ан ...

Вводная часть
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминат ...

Структурно-деятельностные и психофизиологические основания мышления.
Мышление является не только высшим познавательным, но и высшим психическим феноменом вообще, конкретно выступающим в качестве фактора разрешения противоречия между тем, что человеку дано, и тем, что он должен в данном случае достигнуть, так как то, что дано, и то, что надо достигнуть, как правило, не совпадают. Такие ситуации принято называть проблемными. Будучи осмысленными, проблемные ситуации ...