Факторы, необходимые для развития личности подростка
Страница 4

Психология » Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию » Факторы, необходимые для развития личности подростка

Как было отмечено выше, важным аспектом формального операционального мышления является способность анализировать свои мыслительные процессы. Обычно подростки уделяют этому много времени, и кроме растущего понимания себя они косвенно достигают и понимания других. Принятие во внимание мышления других людей вместе с подростковой озабоченностью собственными «метаморфозами» приводит к своеобразному виду эгоцентризма. Подростки полагают, что другие люди очарованы ими так же, как и они собой. Они могут не различать свои и чужие интересы. В результате подростки могут неправильно трактовать реакции окружающих их людей и предполагать, что другие будут так же одобрять или критиковать их, как и они себя. В частности, исследования показали, что подростки намного сильнее, чем младшие дети, обеспокоены, что другие увидят их неадекватность.

Характерная для подростков идея, что за ними постоянно наблюдают и их оценивают, получила название воображаемых зрителей. Созданные направленным на себя воображением подростка, воображаемые зрители соучаствуют в его мыслях и переживаниях. Подростки используют воображаемых зрителей с целью изучения различных установок и поведения. Воображаемые зрители также являются источником неприятного ощущения — постоянной болезненной открытости другим людям. Так как подростки не уверены в своей идентичности, они чрезмерно реагируют на точку зрения других, пытаясь понять, кем они являются. В то же время подростки поглощены своими чувствами. Иногда они считают, что их эмоции уникальны. Им кажется, что никто никогда не переживал таких чувств и страданий. Одним из проявлений эгоцентризма подростков, которое Дэвид Элкинд определил как персональный миф, является ощущение, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы. Они думают, что с ними не может произойти ничего плохого, и что они будут жить вечно. Эти ощущения неуязвимости и бессмертности могут лежать в основе рискованного поведения, которое очень распространено в подростковом возрасте. Другим популярным среди подростков представлением является фантазия найденыша. Подростки обретают уверенность, что у их родителей было большое число детей-найденышей. Им трудно вообразить, как два таких обычных и заурядных человека смогли создать столь восприимчивого и уникального индивида — его самого. Так как очевидно, что этого не могло произойти, то его где-то нашли, и он является приемным ребенком. Однако, к счастью, эти варианты эгоцентризма обычно начинают проходить к возрасту 15-16 лет. Подростки начинают понимать, что большинство людей не уделяют им так много внимания, что они также подчиняются законам природы, как и остальные люди.

Таким образом, у подростков может быть опыт интеллектуальной интоксикации. Новые силы мышления направлены внутрь себя для детальной проверки Я и в то же время на внешний мир, который неожиданно становится намного сложнее [17,21,49].

Продвигаясь к взрослости, подростки вынуждены столкнуться с новыми для них аспектами морали. Например, так как теперь они способны заниматься сексом, им нужно решить, что он для них значит, вступать ли в сексуальные отношения до брака, равно как и вопрос «как далеко можно зайти?». Они должны оценить поведение и установки сверстников, которые, возможно, употребляют наркотики или связаны с преступными группировками. Им предстоит решить, важно ли хорошо учиться в школе. Подросткам также нужно понять, что они чувствуют по отношению к обществу, которое измеряет успех в большей степени на основании богатства и силы, и какую роль будет играть в их жизни религия (если будет играть вообще). В результате им приходится решать более широкие проблемы, которые в дальнейшем определят их будущее. Некоторые их решения, включая решения о сексе, ведут за собой сложные, иногда связанные с угрозой жизни последствия. Розмари Джадак и ее коллеги изучали моральные рассуждения 18- и 20-летних людей о сексуальном поведении, которое могло привести к венерическим заболеваниям, включая ВИЧ/СПИД. Исследователи обнаружили, что только 20-летние испытуемые готовы к решению моральных проблем, связанных с венерическими заболеваниями. По-видимому, даже способность выносить моральные суждения об угрожающем жизни поведении требует времени для своего развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения
Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкре ...

Типы как части нормальной структуры личности
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третий тип - психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал "возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения". Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной ...

Обсуждение результатов исследования
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы, необходимо проанализировать проведенное исследование. 1 этап. Выявление предпочитаемых сфер профессиональной деятельности учащихся. Абсолютные результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся представлены в таблице №1 в Приложении 1. Проанализированные данные отображены на рисунке 1. Рис. 1. График предпочитаемых сфер ...