Исследование семейных конфликтов. Конфликты
Ø Понятие «конфликт»
Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей или групп, взаимно противоположных, несовместимых исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.
Конфликты социально обусловлены и опосредованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями – аффектами, с действием познавательных стереотипов – способов интерпретации конфликтной ситуации и одновременно с гибкой изобретательностью личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, то есть ведущего к усилению конфликта поведению.
Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и не правильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя.
Для семейных конфликтов характерны крайне не однозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностью поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.
Ø Виды конфликтов
1. Конфликты ценностей: возникают в связи с разными установками, ценностями людей;
2. Ресурсные: конфликт из-за ресурса (деньги, любовь, работа, любовь ребенка);
3. Конфликты интересов;
4. Конфликты норм: в связи с разными нормами поведения людей;
5. Конфликт из-за сломавшегося динамического стереотипа;
6. Когнитивные: возникают вследствие критики и не аргументации;
7. Ролевые: в ходе выполнения какой-либо социальной роли, когда к ролевому исполнению предъявлены конкретные требования;
7.1. Межролевой: разные роли предъявляют к человеку разные требования;
7.2. Внутриролевой: человек предъявляет к себе определенные требования и окружающие;
7.3. Я - ролевой: представление о роли не соответствует тем качествам, носителем которых человек является;
8. Конфликт-вспышка: применение физической силы со стороны оппонента.
В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:
· Продуктивные конфликты стимулируют развитие отдельной личности или группы.
· Деструктивные – усугубляют нарушение взаимодействия.
Ø Функции конфликтов
Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции:
Позитивные функции конфликта для его участников:
1. полностью или частично устраняет противоречия;
2. позволяет более глубоко оценить индивидуально психологические особенности, выявит ценности, мотивы, мировоззрения, ценностные ориентации;
3. позволяет выявить стрессоустойчивость и познать себя;
4. конфликт служит источником развития личности;
5. может улучшить качества индивидуальной деятельности;
6. при отстаивании цели участники конфликта могут повысить авторитет у окружающих;
7. способствует социализации;
Негативные функции конфликта по отношению к участникам:
1. отрицательное воздействие на психологическое состояние участников;
2. неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психическим и физическим насилием по отношению к оппоненту;
3. сопровождается стрессом;
4. формирует негативный образ другого, возникает неправильная установка;
5. могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности;
6. закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы ведения борьбы.
Другое по теме:
Барьер «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?
Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логич ...
Характер как система устойчивых черт личности. Типология характера
Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм” жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. ...
Особенности агрессивных
проявлений старших дошкольников
В моей работе были изучены особенности агрессивных проявлений и их причины у детей шестого и седьмого года жизни.
В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось в трех старших группах детского сада. ...


