Исследование семейных конфликтов. Конфликты

Психология » Исследование причин семейных конфликтов » Исследование семейных конфликтов. Конфликты

Ø Понятие «конфликт»

Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей или групп, взаимно противоположных, несовместимых исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.

Конфликты социально обусловлены и опосредованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями – аффектами, с действием познавательных стереотипов – способов интерпретации конфликтной ситуации и одновременно с гибкой изобретательностью личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, то есть ведущего к усилению конфликта поведению.

Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и не правильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя.

Для семейных конфликтов характерны крайне не однозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностью поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.

Ø Виды конфликтов

1. Конфликты ценностей: возникают в связи с разными установками, ценностями людей;

2. Ресурсные: конфликт из-за ресурса (деньги, любовь, работа, любовь ребенка);

3. Конфликты интересов;

4. Конфликты норм: в связи с разными нормами поведения людей;

5. Конфликт из-за сломавшегося динамического стереотипа;

6. Когнитивные: возникают вследствие критики и не аргументации;

7. Ролевые: в ходе выполнения какой-либо социальной роли, когда к ролевому исполнению предъявлены конкретные требования;

7.1. Межролевой: разные роли предъявляют к человеку разные требования;

7.2. Внутриролевой: человек предъявляет к себе определенные требования и окружающие;

7.3. Я - ролевой: представление о роли не соответствует тем качествам, носителем которых человек является;

8. Конфликт-вспышка: применение физической силы со стороны оппонента.

* В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:

· Продуктивные конфликты стимулируют развитие отдельной личности или группы.

· Деструктивные – усугубляют нарушение взаимодействия.

Ø Функции конфликтов

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции:

Позитивные функции конфликта для его участников:

1. полностью или частично устраняет противоречия;

2. позволяет более глубоко оценить индивидуально психологические особенности, выявит ценности, мотивы, мировоззрения, ценностные ориентации;

3. позволяет выявить стрессоустойчивость и познать себя;

4. конфликт служит источником развития личности;

5. может улучшить качества индивидуальной деятельности;

6. при отстаивании цели участники конфликта могут повысить авторитет у окружающих;

7. способствует социализации;

Негативные функции конфликта по отношению к участникам:

1. отрицательное воздействие на психологическое состояние участников;

2. неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психическим и физическим насилием по отношению к оппоненту;

3. сопровождается стрессом;

4. формирует негативный образ другого, возникает неправильная установка;

5. могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности;

6. закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы ведения борьбы.

Другое по теме:

Организации помощи в преодолении духовного кризиса
Каждый случай духовного кризиса уникален и оказание помощи конкретному человеку требует индивидуального подхода. Основными направляющими факторами при её оказании являются форма духовного кризиса, его острота и условия социального окружения. Иногда человеку может потребоваться лишь специфическая консультативная поддержка, в других случаях потребуется привлечение к поддержке родных и знакомых, в ...

Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогич ...

Особенности развития гиперактивных детей
Гиперактивные дети – это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о сво ...