Методики

Для исследования мы собираемся использовать следующие методики:

  1. «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика представляет собой опросник из 101 вопроса, в котором содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Эти высказывания испытуемому предлагается соотнести с его собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ответ в бланке, необходимо выбрать, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6».
  2. «Методика ценностных ориентаций» Рокича. Методика состоит в предъявлении двух списков ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик. В нашем случае в качестве дополнительной методики мы выбрали «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной.
  3. «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Данная шкала разработана на основе опросника американских психологов Дугласа П. Крауна и Дэвида А. Марлоу; она позволяет выявить, во-первых, степень зависимости человека от других людей, во-вторых, выдает ли человек в качестве ответа желаемые, одобряемые всеми общественные ценности или свою индивидуальную (а не эталонную) систему жизненных ценностей. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Опросник состоит из 112 вопросов.

Результаты методик предполагается попарно сравнить между тремя группами, т.е. между 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3.

При проведении этой работы можно выдвинуть несколько гипотез:

1. Между первой и второй группами различия должны быть довольно незначительны. Положительная корреляция между большим количеством показателей.

2. Отличия между 1 и 3, и 2 и 3 группами будут статистически значимы и достаточно велики. Отрицательная корреляция между большим количеством показателей.

Далее, интересно провести факторный анализ для ценностей, имеющих отрицательную корреляцию для 1 и 2, 1и 3 групп, для того, чтобы увидеть, какие именно факторы отличают эти группы, и, таким образом, понять, доминирование или наоборот, низкий ранг каких ценностей отличает группу сектантов от двух других.

Кроме того, предполагается провести качественный анализ полученных результатов, что даст наибольшее количество информации по интересующей нас теме.

Другое по теме:

Психологическая мысль в эпоху эллинизма
В результате походов македонского царя Александра (IV век до н.э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Вскоре она распалась, и ее распад открыл новый период в истории Древнего мира - эллинистический, для которого был характерен синтез элементов культуры Греции и стран Востока. Положение личности в обществе коренным образом изменилось. Свободный грек утрачивал связь со своим родным г ...

Барьер «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить? Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логич ...

Терапевтические методы
Занятия в группе составляют 80% времени ребёнка в первой фазе терапии. Во время этих занятий мы сосредотачиваемся на том, чтобы помочь ребёнку развить ритм и интонацию речи с нормальным качеством голоса. Дети постоянно ненавязчиво получают речевые стимуляции. Дети усваивают коммуникативный аспект речи с помощью ситуативных игр, которые вызывают у них спонтанные физические и эмоциональные реакци ...