Методики

Для исследования мы собираемся использовать следующие методики:

  1. «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика представляет собой опросник из 101 вопроса, в котором содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Эти высказывания испытуемому предлагается соотнести с его собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ответ в бланке, необходимо выбрать, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6».
  2. «Методика ценностных ориентаций» Рокича. Методика состоит в предъявлении двух списков ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик. В нашем случае в качестве дополнительной методики мы выбрали «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной.
  3. «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Данная шкала разработана на основе опросника американских психологов Дугласа П. Крауна и Дэвида А. Марлоу; она позволяет выявить, во-первых, степень зависимости человека от других людей, во-вторых, выдает ли человек в качестве ответа желаемые, одобряемые всеми общественные ценности или свою индивидуальную (а не эталонную) систему жизненных ценностей. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Опросник состоит из 112 вопросов.

Результаты методик предполагается попарно сравнить между тремя группами, т.е. между 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3.

При проведении этой работы можно выдвинуть несколько гипотез:

1. Между первой и второй группами различия должны быть довольно незначительны. Положительная корреляция между большим количеством показателей.

2. Отличия между 1 и 3, и 2 и 3 группами будут статистически значимы и достаточно велики. Отрицательная корреляция между большим количеством показателей.

Далее, интересно провести факторный анализ для ценностей, имеющих отрицательную корреляцию для 1 и 2, 1и 3 групп, для того, чтобы увидеть, какие именно факторы отличают эти группы, и, таким образом, понять, доминирование или наоборот, низкий ранг каких ценностей отличает группу сектантов от двух других.

Кроме того, предполагается провести качественный анализ полученных результатов, что даст наибольшее количество информации по интересующей нас теме.

Другое по теме:

Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...

Сущность стресса и методы управления
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает док ...

Принципы расспроса клиента о конкретных ситуациях
1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными. 2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом. 3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описыв ...