Содержание психической жизни младенца
Страница 1

Психология » Психологическая характеристика младенчества » Содержание психической жизни младенца

Итак, хотя советские исследователи, следуя материалистической идеологии, должны были говорить, что ни о каком сознании новорожденного не может быть и речи, они отмечали, что ребенок реагирует на действия и эмоции окружающих людей, он наблюдает за ними и накапливает необходимый опыт для дальнейшего развития. Л.С. Выготский пишет: « Младенец с самого начала сталкивается только с такими ситуациями, в которых все его поведение вплетено и воткано в социальность. Его путь к вещам и к удовлетворению собственной потребности пролегает всегда через отношения к другому человеку. Именно поэтому социальные отношения новорожденного еще не могут быть дифференцированы и выделены из общей слитой ситуации, в которую они вплетены. Почти вся личная активность младенца вливается в русло его социальных отношений. Его отношение к внешнему миру есть всегда отношение через другого человека».(В.301-302) «Психика младенца с первого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. Ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих его людей. Ребенок первоначально реагирует не на раздражения как таковые, а на выражение лиц людей, сталкивающихся с ним. Ребенок находится не столько в контакте с миром безжизненных внешних раздражителей, сколько сквозь и через него в гораздо более внутренней, хотя и примитивной общности с окружающими его личностями».(В.стр.309)

Зарубежные исследователи, начиная с Фрейда, всегда отмечали необыкновенную важность первых впечатлений новорожденного на дальнейшую жизнь человека. Доктор Беттельхейм пишет: «Недавние исследования обнаружили всестороннее влияние эмоциональных установок матери на протекание родов и состояние новорожденного младенца(Ferreira 1960, Davids,Devault & Talmadge,1961).Эти авторы не затрагивают вопрос о долговременных эффектах материнских переживаний, тогда как Зонтаг(Sontag) убежден, что длительный эмоциональный стресс в период беременности может иметь долговременные последствия для ее ребенка».(Б.стр.665)

Американский психотерапевт и создатель Ассоциации пре- и перинатальной психологии Дэвид Чемберлен доказал, что люди помнят обстоятельства своего рождения и первых дней жизни всю жизнь. Он пишет:

«Новорожденные знают больше, чем предполагалось. После своего рождения младенцу достаточно нескольких минут созерцания лица матери, чтобы он мог выбрать ее из серии фотографий. Новорожденные распознают пол других младенцев, даже когда они одеты и их как-то перемещают, тогда, как взрослые этого сделать не могут.

Период жизни до рождения также оказался хорошо описанным. С помощью ультразвукового изображения, других приборов мы теперь имеем многоплановую картину физического развития ребенка до рождения.

Чувство вкуса начинает проявляться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух — приблизительно с двадцатой недели. Начиная с восьми недель беременности, при поглаживании щек младенца тонким волосом обнаруживается осязательная чувствительность. В течение беременности все органы чувств развиты, что позволяет новорожденному ощущать запахи так же, как любому взрослому. Подобное развитие касается и органа зрения, что было обнаружено во время многочисленных экспериментов.

Множество научных открытий содержит надежное подтверждение того, что хорошо знали родители и родители родителей: новорожденные — действительно личности. Современные научные открытия подтвердили, что младенцы – социальные существа, которые могут формировать тесные взаимоотношения, выражать себя самостоятельно. Они способны к интеграции сложной информации из многих источников и, при небольшой подсказке со стороны близких, начинают приспосабливаться к окружающей среде и окружающую среду - к себе.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Особенности формирования и проявления агрессии в подростковом возрасте
В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и индивидуальные условия. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко ...

Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: р ...

Психологические условия успеха на переговорах
Существует ряд психологических условий, которые повышают шансы на успех при решении проблемы посредством диалога. 1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор. Хотя некоторые специалисты считают, что личностные особенности участников незначительно влияют на результативность переговоров (В. Уинхэм), большинство ученых придерживается иной точки зрения. Основываясь на ...