Содержание психической жизни младенцаСтраница 1
Итак, хотя советские исследователи, следуя материалистической идеологии, должны были говорить, что ни о каком сознании новорожденного не может быть и речи, они отмечали, что ребенок реагирует на действия и эмоции окружающих людей, он наблюдает за ними и накапливает необходимый опыт для дальнейшего развития. Л.С. Выготский пишет: « Младенец с самого начала сталкивается только с такими ситуациями, в которых все его поведение вплетено и воткано в социальность. Его путь к вещам и к удовлетворению собственной потребности пролегает всегда через отношения к другому человеку. Именно поэтому социальные отношения новорожденного еще не могут быть дифференцированы и выделены из общей слитой ситуации, в которую они вплетены. Почти вся личная активность младенца вливается в русло его социальных отношений. Его отношение к внешнему миру есть всегда отношение через другого человека».(В.301-302) «Психика младенца с первого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. Ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих его людей. Ребенок первоначально реагирует не на раздражения как таковые, а на выражение лиц людей, сталкивающихся с ним. Ребенок находится не столько в контакте с миром безжизненных внешних раздражителей, сколько сквозь и через него в гораздо более внутренней, хотя и примитивной общности с окружающими его личностями».(В.стр.309)
Зарубежные исследователи, начиная с Фрейда, всегда отмечали необыкновенную важность первых впечатлений новорожденного на дальнейшую жизнь человека. Доктор Беттельхейм пишет: «Недавние исследования обнаружили всестороннее влияние эмоциональных установок матери на протекание родов и состояние новорожденного младенца(Ferreira 1960, Davids,Devault & Talmadge,1961).Эти авторы не затрагивают вопрос о долговременных эффектах материнских переживаний, тогда как Зонтаг(Sontag) убежден, что длительный эмоциональный стресс в период беременности может иметь долговременные последствия для ее ребенка».(Б.стр.665)
Американский психотерапевт и создатель Ассоциации пре- и перинатальной психологии Дэвид Чемберлен доказал, что люди помнят обстоятельства своего рождения и первых дней жизни всю жизнь. Он пишет:
«Новорожденные знают больше, чем предполагалось. После своего рождения младенцу достаточно нескольких минут созерцания лица матери, чтобы он мог выбрать ее из серии фотографий. Новорожденные распознают пол других младенцев, даже когда они одеты и их как-то перемещают, тогда, как взрослые этого сделать не могут.
Период жизни до рождения также оказался хорошо описанным. С помощью ультразвукового изображения, других приборов мы теперь имеем многоплановую картину физического развития ребенка до рождения.
Чувство вкуса начинает проявляться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух — приблизительно с двадцатой недели. Начиная с восьми недель беременности, при поглаживании щек младенца тонким волосом обнаруживается осязательная чувствительность. В течение беременности все органы чувств развиты, что позволяет новорожденному ощущать запахи так же, как любому взрослому. Подобное развитие касается и органа зрения, что было обнаружено во время многочисленных экспериментов.
Множество научных открытий содержит надежное подтверждение того, что хорошо знали родители и родители родителей: новорожденные — действительно личности. Современные научные открытия подтвердили, что младенцы – социальные существа, которые могут формировать тесные взаимоотношения, выражать себя самостоятельно. Они способны к интеграции сложной информации из многих источников и, при небольшой подсказке со стороны близких, начинают приспосабливаться к окружающей среде и окружающую среду - к себе.
Другое по теме:
Типы как части нормальной структуры личности
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третий тип - психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал "возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения". Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной ...
А.П.Усова
Резюмируя свои исследования, А. П. Усова пишет: «В итоге исследования мы можем констатировать следующее: сюжетность как характерная черта творческих, т. е. придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детского сада в возрасте 3; 2—3; 4. Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах ...
Конгруэнтность и неконгруэнтность
Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соот ...


