Самость
В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, наущением . результат, очевидно, является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру". Самость — это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.
Как фотограф "останавливает" что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из "стоп-кадров", которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин "самость" для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.
Другое по теме:
Проблема оценки и оценочной функции в общей
психологии
Для современного этапа психологии характерна тенденция к пересмотру многих устоявшихся понятий, введению новых категорий, переделу границ между традиционными сферами исследований, появлению новых разделов и целых психологических дисциплин. Причем, если прежде общая психология как наука, от которой постепенно «отпочковывались» новые дисциплины, была основным источником и генератором идей в них, т ...
Проблема объекта и предмета логики.
Термин "логика", как гласит предание, впервые был введен в научный обиход древнегреческим философом Демокритом (460-370 гг. до н.э.). В переводе с древнегреческого слово "логика" означает "разум", "мысль", "смысл", "слово", "закономерность".
В настоящее время термин "логика" применяется как для объяснения процесса м ...
Формирование внимания у младших школьников
Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нем и формируется. Особенно велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свой ...