Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому
сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как
представление и отношение личности к экономическим Страница 1
Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объектам является результатом социализации и профессионализации субъекта и приобретает определенную значимость в деятельности человека [42].
Экономическое сознание — одно из наиболее часто употребляемых в современных исследованиях понятий. Существуют различные интерпретации и методологические подходы к определению понятия «экономическое сознание». В зарубежной психологии принято использовать термины «экономическое мышление» и «экономическое поведение» (А. Смит, Дж. Катона, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, В. Парето).
В отечественной социологии и психологии значительный вклад в научное осмысление экономического, сознания, его сущность внесли Л.Н. Абалкин, К.А. Улыбкин, А.К. Уледов, Ж.Т. Тощенко, В.Э. Бойко, которыми экономическое мышление, идеология и психология рассматриваются как одна из основных форм отражения существующих экономических отношений и как результат социализации человека [42].
Экономическое сознание, являясь по своей природе феноменом социально-психологическим, выполняет две важнейшие функции в жизнедеятельности личности.
§ Во-первых, этот феномен отражает социально-экономические условия жизни, экономическую макро- и микросреду.
§ Во-вторых, он выступает одним из психологических регуляторов экономического поведения человека в социальной среде.
В рамках социальной и экономической психологии экономическое сознание предлагается рассматривать как частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в разных формах знания индивидуального или группового субъекта о различных экономических объектах и его отношении к этому знанию.
В целом экономическое сознание является производным компонентом категории «социализация», так как оно развивается и формируется в рамках определенных социальных условий, детерминированных информационными, экономическими, психологическими воздействиями внешней (профессиональной, воспитательной, образовательной) среды.
Встречающиеся в литературе определения экономического сознания немногочисленны. А.В. Филипповым и С.В. Ковалевым экономическое сознание понимается как «высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком» [37].
В понимании А.К Уледова, «экономическое сознание есть продукт отражения людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей и взглядов, теорий и концепций и других духовных образований, общих для классов, социальных групп, всего общества и выражающих их отношение к экономической действительности в каждый конкретный исторический момент» [38].
Наиболее важным и недостаточно разработанным вопросом является, безусловно, структура экономического сознания.
Его основные элементы были систематизированы О.С. Дейнека с опорой на теоретическую схему функциональной структуры сознания, предложенную В.А. Ганзеном [1]:
а) ощущения и восприятие в экономической сфере; б) чувства и эмоции в экономической сфере; в) экономическое мышление, экономические представления; г) экономические нормы, интересы, экономические мотивы .
Другое по теме:
Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.
2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификаци ...
Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников. Диагностические методики по изучению развития внимания у
младших школьников
Среди наиболее значимых, с моей точки зрения, психологопедагогических особенностей внимания это его устойчивость, концентрации, переключаемость и объем.
Специальная работа учителя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию младших школьников и успешному усвоению ими учебной программы.
Для выяснения уровня развития внимания у младших школьников были проведены экспери ...
Людвиг Бинсвангер
Людвиг Бинсвангер (1881 – 1966) – один из тех специалистов по проблемам душевного здоровья людей, кто при всём принятии идей З.Фрейда, не мог согласиться с узостью его подхода к полноте человеческого существования. Его Daseinsanalyse – это попытка дополнить и исправить взгляд на человека и человеческий опыт, постулируемый основателем психоанализа [18, С.7].
Философскую базу своего метода Бинсва ...