Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим
Страница 2

Психология » Экономико-психологическая характеристика личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам » Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим

Под экономическим сознанием, включая самосознание, А.Л. Журавлев рассматривает социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях [17].

Под «единицами» анализа (и соответственно, составляющими элементами) экономического сознания личности понимаются типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания.

К таким феноменам - компонентам экономического сознания относятся следующие.

1. Представление личности о себе как об экономическом субъекте:

а) субъективно-экономический статус;

б) удовлетворенность уровнем материального благосостояния;

в) уровень экономических притязаний;

г) представление личности о своей деловой активности и удовлетворенность ее уровнем;

д) представление о своих возможностях в повышении доходов, путях (способах) их повышения.

2. Представление личности о материальном благосостоянии и богатстве, отношение к богатым и бедным людям.

3. Социальные установки личности на различные формы экономического поведения:

а) потребительского;

б) сберегающего;

в) предпринимательского;

г) инвестиционного;

д) благотворительного (спонсорского, помогающего и т.п.).

4. Отношение личности к деньгам:

а) значимость денег для личности, т.е. ценностный параметр;

б) эмоциональный компонент отношения личности к деньгам:

1) мотивационный параметр отношения личности к деньгам: сила, интенсивность желания личности иметь деньги;

2) свойство личности, проявляющееся в обращении с деньгами: жадность - щедрость;

в) поведенческий компонент отношения к деньгам: оценка субъективной значимости того или иного действия с деньгами (получать, тратить, накапливать, отдавать в рост, просто иметь на руках), т.е. наиболее предпочитаемые личностью действия с деньгами;

г) социальные представления личности о роли (модальности) денег в индивидуальной и общественной жизни;

д) социальные представления личности о функции денег в своей жизни: субъективная оценка выраженности жизненных целей личности, на достижение которых направляются денежные средства.

5. Представление личности о доходных видах деятельности.

6. Представление личности о собственнике:

а) представление о том, владельца какого вида собственности можно считать собственником;

б) степень желания быть крупным собственником.

7. Ориентации личности на экономические ценности.

К настоящему времени проведены многочисленные социально-психологические исследования в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН под руководством А.Л. Журавлева. Данные исследования посвящены анализу динамики социально-психологических феноменов в условиях социально-экономических изменений.

Это исследования отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности (Е.Н. Сиващенко), отношения личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) (А.Б. Купрейченко), социально-психологических качеств российских предпринимателей (Н.В. Кочеткова).

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Психологическая мысль в новое время (XVII век)
Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом механики, ставшей “царицей наук”. Ее понятия и объяснительные принципы создали сперва геометро-механическую (Галилеи), а затем-динамическую (Ньютон) картину природы. В нее вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами. Первый набросок психологической теории, о ...

Корреляция
Следующий метод вторичной статистической обработки, посредством которого выясняется связь или прямая зависимость между двумя рядами экспериментальных данных, носит название метод корреляций. Он показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости существуют, к примеру, между величинами, находящимися в причинно-следственных связях ...

Занятие №4 «Литературия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, корона, трон, листочки со словами (кол-во комплектов по количеству детей в группе), истории об именах ребят из группы, распечатка с домашним заданием. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше третье путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ...