Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим
Страница 2

Психология » Экономико-психологическая характеристика личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам » Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим

Под экономическим сознанием, включая самосознание, А.Л. Журавлев рассматривает социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях [17].

Под «единицами» анализа (и соответственно, составляющими элементами) экономического сознания личности понимаются типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания.

К таким феноменам - компонентам экономического сознания относятся следующие.

1. Представление личности о себе как об экономическом субъекте:

а) субъективно-экономический статус;

б) удовлетворенность уровнем материального благосостояния;

в) уровень экономических притязаний;

г) представление личности о своей деловой активности и удовлетворенность ее уровнем;

д) представление о своих возможностях в повышении доходов, путях (способах) их повышения.

2. Представление личности о материальном благосостоянии и богатстве, отношение к богатым и бедным людям.

3. Социальные установки личности на различные формы экономического поведения:

а) потребительского;

б) сберегающего;

в) предпринимательского;

г) инвестиционного;

д) благотворительного (спонсорского, помогающего и т.п.).

4. Отношение личности к деньгам:

а) значимость денег для личности, т.е. ценностный параметр;

б) эмоциональный компонент отношения личности к деньгам:

1) мотивационный параметр отношения личности к деньгам: сила, интенсивность желания личности иметь деньги;

2) свойство личности, проявляющееся в обращении с деньгами: жадность - щедрость;

в) поведенческий компонент отношения к деньгам: оценка субъективной значимости того или иного действия с деньгами (получать, тратить, накапливать, отдавать в рост, просто иметь на руках), т.е. наиболее предпочитаемые личностью действия с деньгами;

г) социальные представления личности о роли (модальности) денег в индивидуальной и общественной жизни;

д) социальные представления личности о функции денег в своей жизни: субъективная оценка выраженности жизненных целей личности, на достижение которых направляются денежные средства.

5. Представление личности о доходных видах деятельности.

6. Представление личности о собственнике:

а) представление о том, владельца какого вида собственности можно считать собственником;

б) степень желания быть крупным собственником.

7. Ориентации личности на экономические ценности.

К настоящему времени проведены многочисленные социально-психологические исследования в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН под руководством А.Л. Журавлева. Данные исследования посвящены анализу динамики социально-психологических феноменов в условиях социально-экономических изменений.

Это исследования отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности (Е.Н. Сиващенко), отношения личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) (А.Б. Купрейченко), социально-психологических качеств российских предпринимателей (Н.В. Кочеткова).

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения
Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкре ...

Возрастная динамика гиперактивного поведения
Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, мы считаем, что пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4, c.29]. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной де ...

Методы противостояния проникновению отрицательной энергии другого человека
1. Не раздражаться. Проникновение чужой отрицательной энергии происходит прежде всего тогда, когда образуется брешь в защищающем нас экране. Раздражение и есть открытый канал для проникновения энергии извне. Особенно им любят пользоваться "вампиры". Подсознательная и сознательная "работа" "вампира" по хищению чужой энергии достигает своей цели только тогда, когда ег ...