Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому
сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как
представление и отношение личности к экономическим Страница 2
Под экономическим сознанием, включая самосознание, А.Л. Журавлев рассматривает социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях [17].
Под «единицами» анализа (и соответственно, составляющими элементами) экономического сознания личности понимаются типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания.
К таким феноменам - компонентам экономического сознания относятся следующие.
1. Представление личности о себе как об экономическом субъекте:
а) субъективно-экономический статус;
б) удовлетворенность уровнем материального благосостояния;
в) уровень экономических притязаний;
г) представление личности о своей деловой активности и удовлетворенность ее уровнем;
д) представление о своих возможностях в повышении доходов, путях (способах) их повышения.
2. Представление личности о материальном благосостоянии и богатстве, отношение к богатым и бедным людям.
3. Социальные установки личности на различные формы экономического поведения:
а) потребительского;
б) сберегающего;
в) предпринимательского;
г) инвестиционного;
д) благотворительного (спонсорского, помогающего и т.п.).
4. Отношение личности к деньгам:
а) значимость денег для личности, т.е. ценностный параметр;
б) эмоциональный компонент отношения личности к деньгам:
1) мотивационный параметр отношения личности к деньгам: сила, интенсивность желания личности иметь деньги;
2) свойство личности, проявляющееся в обращении с деньгами: жадность - щедрость;
в) поведенческий компонент отношения к деньгам: оценка субъективной значимости того или иного действия с деньгами (получать, тратить, накапливать, отдавать в рост, просто иметь на руках), т.е. наиболее предпочитаемые личностью действия с деньгами;
г) социальные представления личности о роли (модальности) денег в индивидуальной и общественной жизни;
д) социальные представления личности о функции денег в своей жизни: субъективная оценка выраженности жизненных целей личности, на достижение которых направляются денежные средства.
5. Представление личности о доходных видах деятельности.
6. Представление личности о собственнике:
а) представление о том, владельца какого вида собственности можно считать собственником;
б) степень желания быть крупным собственником.
7. Ориентации личности на экономические ценности.
К настоящему времени проведены многочисленные социально-психологические исследования в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН под руководством А.Л. Журавлева. Данные исследования посвящены анализу динамики социально-психологических феноменов в условиях социально-экономических изменений.
Это исследования отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности (Е.Н. Сиващенко), отношения личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) (А.Б. Купрейченко), социально-психологических качеств российских предпринимателей (Н.В. Кочеткова).
Другое по теме:
Возрастные особенности подростков
Как уже говорилось выше, подростковый возраст – период становления человека как гражданина, в это период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств. В этом возрасте, называемом переходным происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Это существенно изменя ...
Определение, виды, структура интереса
Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта.
Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью в отсутствие внешней стимуляции. Распространенной причиной эмоци ...
Классификация типов депрессивного заболевания
1. По гипотетической причине:
а) Эндогенная депрессия – возникает изнутри - стабильное окружение.
Реактивная депрессия – обусловлена внешними обстоятельствами – лабильное окружение.
б) Первичная депрессия – наступает вне связи с другими психическими заболеваниями.
Вторичная депрессия наступает после развития другого психического заболевания, например алкоголизма, шизофрении.
2. По тяжести к ...