Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим
Страница 2

Психология » Экономико-психологическая характеристика личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам » Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим

Под экономическим сознанием, включая самосознание, А.Л. Журавлев рассматривает социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях [17].

Под «единицами» анализа (и соответственно, составляющими элементами) экономического сознания личности понимаются типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания.

К таким феноменам - компонентам экономического сознания относятся следующие.

1. Представление личности о себе как об экономическом субъекте:

а) субъективно-экономический статус;

б) удовлетворенность уровнем материального благосостояния;

в) уровень экономических притязаний;

г) представление личности о своей деловой активности и удовлетворенность ее уровнем;

д) представление о своих возможностях в повышении доходов, путях (способах) их повышения.

2. Представление личности о материальном благосостоянии и богатстве, отношение к богатым и бедным людям.

3. Социальные установки личности на различные формы экономического поведения:

а) потребительского;

б) сберегающего;

в) предпринимательского;

г) инвестиционного;

д) благотворительного (спонсорского, помогающего и т.п.).

4. Отношение личности к деньгам:

а) значимость денег для личности, т.е. ценностный параметр;

б) эмоциональный компонент отношения личности к деньгам:

1) мотивационный параметр отношения личности к деньгам: сила, интенсивность желания личности иметь деньги;

2) свойство личности, проявляющееся в обращении с деньгами: жадность - щедрость;

в) поведенческий компонент отношения к деньгам: оценка субъективной значимости того или иного действия с деньгами (получать, тратить, накапливать, отдавать в рост, просто иметь на руках), т.е. наиболее предпочитаемые личностью действия с деньгами;

г) социальные представления личности о роли (модальности) денег в индивидуальной и общественной жизни;

д) социальные представления личности о функции денег в своей жизни: субъективная оценка выраженности жизненных целей личности, на достижение которых направляются денежные средства.

5. Представление личности о доходных видах деятельности.

6. Представление личности о собственнике:

а) представление о том, владельца какого вида собственности можно считать собственником;

б) степень желания быть крупным собственником.

7. Ориентации личности на экономические ценности.

К настоящему времени проведены многочисленные социально-психологические исследования в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН под руководством А.Л. Журавлева. Данные исследования посвящены анализу динамики социально-психологических феноменов в условиях социально-экономических изменений.

Это исследования отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности (Е.Н. Сиващенко), отношения личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) (А.Б. Купрейченко), социально-психологических качеств российских предпринимателей (Н.В. Кочеткова).

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Приложения
Приложение 1 Таблица №1 Результаты диагностики уровня эмпатии студентов 2го и 4 курсов (методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова) Ф.И. О испытуемого Уровень эмпатии Очень высокий уровень (от 82 баллов) Высокий уровень (то 63 до 81 балла) Средний уровень (от 37 до 62 баллов) Низкий уровень (от 12 до 36 баллов) Очень низкий уровень (менее 11 баллов) 1. Р ...

Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со ...

Классификация видов и средств агрессивного поведения
Проанализировав теоретические концепции агрессии психологов различных вышерассмотренных направлений, можно сделать следующие выводы, имеющие значение при экспериментальном изучении агрессивных проявлений старших дошкольников: в каждой из этих теорий (физиологической, психоаналитической, теорий фрустрации и различных теориях бихевиоризма), несмотря на убедительную критику их недостатков есть свое ...