Классификация видов и средств агрессивного поведения

Проанализировав теоретические концепции агрессии психологов различных вышерассмотренных направлений, можно сделать следующие выводы, имеющие значение при экспериментальном изучении агрессивных проявлений старших дошкольников: в каждой из этих теорий (физиологической, психоаналитической, теорий фрустрации и различных теориях бихевиоризма), несмотря на убедительную критику их недостатков есть свое рациональное зерно, важные положения о природе и механизмах агрессии, с которыми нельзя ни считаться. Поэтому агрессивными действиями ребенка в моей работе называются все действия, наносящие другому какой-либо ущерб: моральный или физический.

Есть смысл, как я полагаю, при изучении агрессии дошкольников делить ее на инициативную и реактивную, аффективную и неаффективную, осознанную, неосознанную, прямую-косвенную, целенаправленную-нецеленаправленную, враждебную-инструментальную. В исследовании была использована модель видов детской агрессии, разработанная А.Т.Репиной.

Автор, исходя из трехкомпанентности этого сложного психологического феномена выделяет в агрессии эмоциональную сторону, когнитивную и волевую (поведенческую) и, основываясь на этих компонентах выводит основные виды агрессии (см. схему, рис.1).

Таблица №1.

Модель классификации видов агрессий в зависимости от трех ее компонентов (по Т.А.Репиной).

Из агрессивных средств, применяемых в детской агрессии, я выделила: 1) физическое насилие, 2) вербальные средства, 3) мимические и пантомимические (когда используются угрожающие и оскорбляющие жесты, позы), а также 4) деструктивные действия - направленные на объекты, представляющие ценность для “жертвы”.

Общей методологической основой исследования являются учение о социальной сущности личности, положение отечественной психологии о ведущей роли деятельности в ее формировании, а также принципы подхода к изучению личности как целостной структуры с учетом всей социальной ситуации ее развития системы межличностных отношений (Л.С.Выгодский, А.В.Петровский и др.).

Для изучения психологических особенностей агрессивных проявлений дошкольников, их мотивировок и причин использовались следующие методы:

1) метод целенаправленного наблюдения за конфликтными отношениями детей в свободном общении с последующими беседами с ребенком - “агрессором” и его “жертвой”, в ходе которых они должны были дать мотивировки своим и чужим агрессивным поступкам, а также в условиях констатирующего эксперимента;

2) опрос родителей и, опрос детей, и воспитателей с помощью которых изучалась ситуация социального развития наиболее агрессивных испытуемых в семье и группе детского сада;

3) социально-психологическая методика - вариант для дошкольников социометрического эксперимента - игры “Секрет” в двух вариантах: с положительным и отрицательным критерием.

Экспериментальная игра “Секрет” дает информацию о социометрическом статусе интересующего нас ребенка о мотивировках, которые дают дети группы своим положительным и отрицательным выборам в его адрес, что помогает понять возможные причины того или иного положения в группе.

Использовался также интегративный комплекс преобразующих методов. В этот комплекс входили чтение и обсуждение специально подобранных произведений художественной литературы с целью обесценивания агрессии и развития у детей эмпатических переживаний. С этой же целью детей привлекали к своеобразному групповому тренингу, к участию их в театрализованных играх. Дошкольников также обучали через решение конфликтных проблемных ситуаций способам мирного разрешения конфликтов. Кроме того, для снятия напряжения и возбуждения, что нередко является предпосылкой агрессии, применялись специальные упражнения на расслабление.

Наряду с “коллективными методами” коррекции агрессии для отдельных детей, в зависимости от главных причин их агрессивного поведения, составлялись индивидуальные программы, которые способствовали установлению отсутствующего эмоционального благополучия либо в семье, через родителей, либо в группе детского сада через воспитателей с помощью родителей.

Важное значение я придала гуманизации процесса воспитания, в частности смягчению воспитательных мер как родителей, так и воспитателей.

Другое по теме:

Умозаключение как форма мышления
Знания людей по происхождению делятся на непосредственные, почерпнутые из опыта, и опосредованные, выводные. Решающую роль играет именно выводное знание, в котором особенно ярко рас­крывается активность человеческого разума. Основной логической формой опосредованного мышления является умозаключение. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из од­ного или нескольких суждений с необход ...

Современное понятие самооценки
Развитию современного понятия самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др. Вопросу самооценки в отечественной психологии уделяли и уделяют достаточно много внимания. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость са ...

Общая характеристика методов влияния и воздействия
Прием воздействия - это совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, то есть источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится ...