Классификация видов и средств агрессивного поведения

Проанализировав теоретические концепции агрессии психологов различных вышерассмотренных направлений, можно сделать следующие выводы, имеющие значение при экспериментальном изучении агрессивных проявлений старших дошкольников: в каждой из этих теорий (физиологической, психоаналитической, теорий фрустрации и различных теориях бихевиоризма), несмотря на убедительную критику их недостатков есть свое рациональное зерно, важные положения о природе и механизмах агрессии, с которыми нельзя ни считаться. Поэтому агрессивными действиями ребенка в моей работе называются все действия, наносящие другому какой-либо ущерб: моральный или физический.

Есть смысл, как я полагаю, при изучении агрессии дошкольников делить ее на инициативную и реактивную, аффективную и неаффективную, осознанную, неосознанную, прямую-косвенную, целенаправленную-нецеленаправленную, враждебную-инструментальную. В исследовании была использована модель видов детской агрессии, разработанная А.Т.Репиной.

Автор, исходя из трехкомпанентности этого сложного психологического феномена выделяет в агрессии эмоциональную сторону, когнитивную и волевую (поведенческую) и, основываясь на этих компонентах выводит основные виды агрессии (см. схему, рис.1).

Таблица №1.

Модель классификации видов агрессий в зависимости от трех ее компонентов (по Т.А.Репиной).

Из агрессивных средств, применяемых в детской агрессии, я выделила: 1) физическое насилие, 2) вербальные средства, 3) мимические и пантомимические (когда используются угрожающие и оскорбляющие жесты, позы), а также 4) деструктивные действия - направленные на объекты, представляющие ценность для “жертвы”.

Общей методологической основой исследования являются учение о социальной сущности личности, положение отечественной психологии о ведущей роли деятельности в ее формировании, а также принципы подхода к изучению личности как целостной структуры с учетом всей социальной ситуации ее развития системы межличностных отношений (Л.С.Выгодский, А.В.Петровский и др.).

Для изучения психологических особенностей агрессивных проявлений дошкольников, их мотивировок и причин использовались следующие методы:

1) метод целенаправленного наблюдения за конфликтными отношениями детей в свободном общении с последующими беседами с ребенком - “агрессором” и его “жертвой”, в ходе которых они должны были дать мотивировки своим и чужим агрессивным поступкам, а также в условиях констатирующего эксперимента;

2) опрос родителей и, опрос детей, и воспитателей с помощью которых изучалась ситуация социального развития наиболее агрессивных испытуемых в семье и группе детского сада;

3) социально-психологическая методика - вариант для дошкольников социометрического эксперимента - игры “Секрет” в двух вариантах: с положительным и отрицательным критерием.

Экспериментальная игра “Секрет” дает информацию о социометрическом статусе интересующего нас ребенка о мотивировках, которые дают дети группы своим положительным и отрицательным выборам в его адрес, что помогает понять возможные причины того или иного положения в группе.

Использовался также интегративный комплекс преобразующих методов. В этот комплекс входили чтение и обсуждение специально подобранных произведений художественной литературы с целью обесценивания агрессии и развития у детей эмпатических переживаний. С этой же целью детей привлекали к своеобразному групповому тренингу, к участию их в театрализованных играх. Дошкольников также обучали через решение конфликтных проблемных ситуаций способам мирного разрешения конфликтов. Кроме того, для снятия напряжения и возбуждения, что нередко является предпосылкой агрессии, применялись специальные упражнения на расслабление.

Наряду с “коллективными методами” коррекции агрессии для отдельных детей, в зависимости от главных причин их агрессивного поведения, составлялись индивидуальные программы, которые способствовали установлению отсутствующего эмоционального благополучия либо в семье, через родителей, либо в группе детского сада через воспитателей с помощью родителей.

Важное значение я придала гуманизации процесса воспитания, в частности смягчению воспитательных мер как родителей, так и воспитателей.

Другое по теме:

Психология в России в советский и постсоветский периоды (Политическая история психологии)
Традиционно история психологии своим предметом имела развитие научных исследований и школ, творческий путь выдающихся ученых, их вклад в психологическую науку. При этом, разумеется, принимались во внимание экономические условия, в которых осуществлялась деятельность психологов. Нельзя представить существование науки в социальном вакууме. Она всегда отвечала на вызов времени. Промышленная революц ...

Выводы
ü Существуют различия в стиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчин более выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин. ü Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества ü Существует зависимость между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействия ...

Обзор теоретических работ по проблеме взаимосвязи памяти и интереса. Определение памяти, виды, структура памяти
Память достаточно многосторонний процесс, включающий в себя много структур и подструктур, поэтому у него существует огромная масса определений. Далее приведены наиболее часто встречающиеся: Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [27,с.56]. Память связывает прошлое человека с е ...