Про принципы ПС
Страница 1

Основные положения общепсихологических теорий зафиксированы в категориальном аппарате (представляет собой систему понятий воспроизводящих разные стороны изучаемого наукой объекта.) и объяснительных принципах СП (предельно общие представления, использование которых позволяет относительно непротиворечиво и последовательно понимать и объяснять изучаемые явления).Одним из центральных в категор. аппарате явл-ся понятие ВПФ, введенное Выготским.ВПФ представляют собой сложнейшие системные образования, хар-ся прижизненным формированием, опосредованным строением и произвольным способом регуляции. Одно из св-в ВПФ – пластичность, которая лежит в основе компенсаторных процессов, восстановления нарушенных или утраченных ф-ций путем внутренней перестройки.

Основные общеметодологические принципы

Принцип отражательности. Все психические явления представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.

Процесс развития психики по своей сути - совершенствование способности к отражению. Любые формы отклонений в психическом развитии представляют собой затруднения в процессе становления разных сторон отражательной деятельности психики. Принцип детерминизма. С его позиции психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой. Рубинштейн С.Л.: внешняя причина всегда действует, преломляясь через внутреннее условие в зависимости от этих внутренних условий одно и то же внешнее воздействие м. приводить к разным эффектам. Генетический, или принцип развития. (центральный в СП).Все психические явления необходимо рассматривать в Элементарная р-я – создание исходных основ соц.деяспособности инвалида в ключевых областях общественной практике; Полная р-я – достижения инвалидом максимально возможной для него степени независимости и самостоятельности в основных сферах соц.жизнедеятельности.

Абилитация – комплекс услуг, направленных на формирование новых способностей и мобилизацию, усиление имеющихся новых ресурсов соц, псих и физ развития человека. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Отличие от реабилитации - конечные цели и условия их достижения.

Адаптация – особый процесс восстановления нарушенного равновесия м/ду индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида. Компенсат. процессы тоже направлены на восстановление равновесия путем внутренней перестройки.Отличие – равновесие м/ду индивидом и средой м.б. нарушено за счет средовых изменений (срабатывают адаптационные мех-мы, приводящие к изменениям, которые уводят индивида от исходного состояния Þ восстанавливается равновесие) и изменений в самом индивиде (вкл-ся компенсаторные мех-мы, приводящие к внутренним изменениям, но противоположным по направлению к адаптационным изменениям. Они стремятся вернуть индивида к исходному утерянному состоянию. Чем в большей степени это удается, тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие). Адаптация и компенсация – единые, но разно направленные процессы.

Последняя категория – коррекция, под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушений. Коррекция: - корр. воздействия нацелены на исправление отдельных ф-ций или сторон жизнедеятельности человека (коррекц. внутрисемейных отношений); внешний процесс по отношению к индивиду. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации – закономерной способности ф-ций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки. Коррекция, в отличии от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Расстройства ф-ции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Указанные различия имеют относительный характер, т.к. компенсация и коррекция могут взаимно дополнить друг друга.

Все рассмотренные категории специальной психологии позволяют лучше понять сам феномен отклоняющегося развития.

Последовательность стадий развития; наличие сензитивных периодов; роль деятельности в психическом процессе; роль речи в формировании психических функций; ведущая роль обучения в психическом развитии.

Закономерности с наруш. в развитии:

Замедление темпа возрастного развития; недоразвитие моторики; возникновение вторичных отклонений; нарушение приема переработки и сохранения информации; сниженная познавательная активность; трудности в общение; длительные сроки формирования представлений и понятий.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Борьба с рассеянностью
Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что сейчас делается дома. Другого рода рассеянность характеризуется тем, что учащийся очень вял и не на чем не может сосредоточиться. Наконец у школьника может быть ...

Состав группы
Рассматривая вопрос о формировании тренинговой группы в рамках социально-психологического тренинга остановимся на двух важных основаниях отбора участников: однородность группы и стиль коммуникации. Прежде всего, рассмотрим вопрос, должна ли быть группа однородной или неоднородной? Под однородной группой Кори (1981) понимает группу, которая состоит из людей обладающих общими характеристиками. Эт ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...