Структура нарушенного развития

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Структура нарушенного развития

Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства осн. Закономерностей, как в случаях норм., так и нарушенного развития. Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все осн. Его свойства и признаки. Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения этого процесса носят не случайный характер, а также имеют свои закономерности. К одному из этих параметров относят так называемую функциональную локализацию нарушения, подразделяемую на частную и общую. Первая характеризуется расстройством отдельных функций – восприятие, предметных действий, речи, внимания и т.д. общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем, другой параметр дизонтогенеза связан с возрастом человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Сущность этого параметра была сформулирована Выготским в виде принципа хроногенности. Осн. Его смысл сводится к положению о том, что чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что возникшее нарушение приведет либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию. Фактор хроногенности распространяется на только на возраст, но и длительность периода развития отдельных элементов. Общ. Закон развития гласит: раньше других формируются функции с наиболее коротким циклом созревания, именно они повреждаются прежде всего. Более молодые и сложные по структуре элементы имеют соответственно и более длительный цикл созревания. Для них в случае патогенного воздействия более типичны явления недоразвития или задержанного развития. Временной фактор содержит еще один немаловажный аспект. В периоды наиболее интенсивного развития (сензитивные) психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня резистентности к воздействию патогенного фактора. Именно поэтому они вы первую очередь и нарушаются. Разные виды дизонтогенеза имеют разные соотношения поврежденных, недоразвитых, и задержанных в развитии функций. Важным параметром дизонтогенеза является характер и возрастная динамика межфункциональных связей. Изменения в параметрах работы отдельных функций чаще всего рассматриваются как следствие процесса развития, как его результат. Принять выделять 3 типа межфункциональных связей, кот. Одновременно являются и генетическими этапами интеграционных процессов различных компонентов психики. Первый тип связи, свойственный для ранних этапов дизонтогенеза, характеризуется временной независимостью отдельных функций, в формировании которых явно доминируют процессы дифференциации. Второй тип ассоциативный. Он касается появления целостных комплексов пространственно-временной близости. Третий тип – иерархический. Эта многослойная структура, при которой высшие уровни, реализующие работу более сложных функций, подчиняют себе низшие, связанные с действием элементарных психических процессов. Такой тип связи обладает высокой степенью пластичности и устойчивости. В случаях отклоняющегося развития часто наблюдаются нарушения формирования межфункциональных связей. Изоляция

Другое по теме:

Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию воображения у детей 5-6 лет. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи: 1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста 2) оценить степень эффективности предложенной системы ...

Психологическая мысль в средние века
Крушение античной цивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена большая часть достигнутых знаний. Вначале исчезла потребность читать книги. Вскоре никто уже не мог их и понять. Их сжигали, чтобы нагреть воду в общественных банях, или уничтожали другими способами. Жестокие удары по античн ...

Приложения
Таблица №1. Результаты исследования профессиональных интересов учащихся. Сфера искусства Сфера тех. интересов Сфера работы с людьми Сфера ум. труда Сфера физического труда Сфера материальных интересов 1 13 20 15 7 13 18 2 11 14 17 22 15 14 3 3 17 16 20 17 17 4 20 12 14 8 17 17 ...