Структура нарушенного развития

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Структура нарушенного развития

Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства осн. Закономерностей, как в случаях норм., так и нарушенного развития. Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все осн. Его свойства и признаки. Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения этого процесса носят не случайный характер, а также имеют свои закономерности. К одному из этих параметров относят так называемую функциональную локализацию нарушения, подразделяемую на частную и общую. Первая характеризуется расстройством отдельных функций – восприятие, предметных действий, речи, внимания и т.д. общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем, другой параметр дизонтогенеза связан с возрастом человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Сущность этого параметра была сформулирована Выготским в виде принципа хроногенности. Осн. Его смысл сводится к положению о том, что чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что возникшее нарушение приведет либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию. Фактор хроногенности распространяется на только на возраст, но и длительность периода развития отдельных элементов. Общ. Закон развития гласит: раньше других формируются функции с наиболее коротким циклом созревания, именно они повреждаются прежде всего. Более молодые и сложные по структуре элементы имеют соответственно и более длительный цикл созревания. Для них в случае патогенного воздействия более типичны явления недоразвития или задержанного развития. Временной фактор содержит еще один немаловажный аспект. В периоды наиболее интенсивного развития (сензитивные) психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня резистентности к воздействию патогенного фактора. Именно поэтому они вы первую очередь и нарушаются. Разные виды дизонтогенеза имеют разные соотношения поврежденных, недоразвитых, и задержанных в развитии функций. Важным параметром дизонтогенеза является характер и возрастная динамика межфункциональных связей. Изменения в параметрах работы отдельных функций чаще всего рассматриваются как следствие процесса развития, как его результат. Принять выделять 3 типа межфункциональных связей, кот. Одновременно являются и генетическими этапами интеграционных процессов различных компонентов психики. Первый тип связи, свойственный для ранних этапов дизонтогенеза, характеризуется временной независимостью отдельных функций, в формировании которых явно доминируют процессы дифференциации. Второй тип ассоциативный. Он касается появления целостных комплексов пространственно-временной близости. Третий тип – иерархический. Эта многослойная структура, при которой высшие уровни, реализующие работу более сложных функций, подчиняют себе низшие, связанные с действием элементарных психических процессов. Такой тип связи обладает высокой степенью пластичности и устойчивости. В случаях отклоняющегося развития часто наблюдаются нарушения формирования межфункциональных связей. Изоляция

Другое по теме:

Приложения
Приложение 1 Таблица №1 Результаты диагностики уровня эмпатии студентов 2го и 4 курсов (методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова) Ф.И. О испытуемого Уровень эмпатии Очень высокий уровень (от 82 баллов) Высокий уровень (то 63 до 81 балла) Средний уровень (от 37 до 62 баллов) Низкий уровень (от 12 до 36 баллов) Очень низкий уровень (менее 11 баллов) 1. Р ...

Суицидальная активность
«Тифоанализ (от нем. tiefe - глубокий) - психологическая и психотерапевтическая концепция, относящаяся к динамическому направлению психологии и медицины» [33]. Данное явление основывается на монистической концепции влечений, и считается что единственный человеческий инстинкт – инстинкт смерти. Авитальная активность является одной из разновидностей данного инстинкта. Самоубийство является лишь ча ...

Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков
После проведения исследования, в ходе которого мы входили в непосредственный контакт с исследуемыми подростками, нами были разработаны рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков. Эти рекомендации представлены в нашей работе в виде коррекционной программы, которая направлена на коррекцию агрессивных проявлений у подростков 13-15 лет, а также на формирование у них адекватной сам ...