Структура нарушенного развития
Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства осн. Закономерностей, как в случаях норм., так и нарушенного развития. Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все осн. Его свойства и признаки. Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения этого процесса носят не случайный характер, а также имеют свои закономерности. К одному из этих параметров относят так называемую функциональную локализацию нарушения, подразделяемую на частную и общую. Первая характеризуется расстройством отдельных функций – восприятие, предметных действий, речи, внимания и т.д. общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем, другой параметр дизонтогенеза связан с возрастом человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Сущность этого параметра была сформулирована Выготским в виде принципа хроногенности. Осн. Его смысл сводится к положению о том, что чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что возникшее нарушение приведет либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию. Фактор хроногенности распространяется на только на возраст, но и длительность периода развития отдельных элементов. Общ. Закон развития гласит: раньше других формируются функции с наиболее коротким циклом созревания, именно они повреждаются прежде всего. Более молодые и сложные по структуре элементы имеют соответственно и более длительный цикл созревания. Для них в случае патогенного воздействия более типичны явления недоразвития или задержанного развития. Временной фактор содержит еще один немаловажный аспект. В периоды наиболее интенсивного развития (сензитивные) психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня резистентности к воздействию патогенного фактора. Именно поэтому они вы первую очередь и нарушаются. Разные виды дизонтогенеза имеют разные соотношения поврежденных, недоразвитых, и задержанных в развитии функций. Важным параметром дизонтогенеза является характер и возрастная динамика межфункциональных связей. Изменения в параметрах работы отдельных функций чаще всего рассматриваются как следствие процесса развития, как его результат. Принять выделять 3 типа межфункциональных связей, кот. Одновременно являются и генетическими этапами интеграционных процессов различных компонентов психики. Первый тип связи, свойственный для ранних этапов дизонтогенеза, характеризуется временной независимостью отдельных функций, в формировании которых явно доминируют процессы дифференциации. Второй тип ассоциативный. Он касается появления целостных комплексов пространственно-временной близости. Третий тип – иерархический. Эта многослойная структура, при которой высшие уровни, реализующие работу более сложных функций, подчиняют себе низшие, связанные с действием элементарных психических процессов. Такой тип связи обладает высокой степенью пластичности и устойчивости. В случаях отклоняющегося развития часто наблюдаются нарушения формирования межфункциональных связей. Изоляция
Другое по теме:
Методы влияния религиозных культов, применяемые для
привлечения новых членов
Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчи ...
Причины тревожности
Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
Обнаруживается связь тревожности с характеристиками семьи и особенностями семейного воспитания; школьной успешностью; взаимоотношением с учителями и сверстниками; посттравматическим стрессом; экологией; природными предпосылками; социальными причинами – ...
Сферы, этапы и институты социализации
Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности:
· деятельность;
· общение;
· развитие самосознание (1).
В процессе усвоения содержания деятельности и ее разнообразных видов, происходит ориентировка индивида и осуществляется выбор главного, приоритетного направления, формируются личностные смыслы деятельности, отношения.
Одновременно происходит расширение контактов чело ...


