Про принципы ПС
Страница 2

Отдельно обозначены общие расстройства развития: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Сюда включен синдром Аспергера и другие общие нарушения.

III. – «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (патологии активного внимания и гиперкинетические нарушения поведения).

IV - «Расстройства поведения» объединяет поведенческие нарушения, ограничивающиеся условиями семьи; несоциализированные и социализированные расстройства поведения; оппозиционно-вызывающие и др.

V - «Смешанные расстройства поведения и эмоций» включает депрессивные и иные нарушения поведения и эмоций.

VI - «Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста». Это тревожные расстройства в связи с разлукой в детском возрасте; фобические тревожные расстройства детского возраста; расстройство сиблингового соперничества и др.

VII - Следующая группа объединяет нарушения социального функционирования: эклективный мунтизм, реактивное расстройство привязанности детского возраста и др.

VIII - «Тикозные расстройства» - они представлены транзиторными тикозными расстройствами, комбинированными голосовыми и множественными двигательными тикозными расстройствами и проч.

IX - «Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». Ее составляют неорганический энурез, расстройство питания в младенческом возрасте, поедание несъедобного в младенчестве и детстве, стереотипные двигательные расстройства, заикание, речь взахлеб и др. Данная классификация, конечно, имеет весьма дробный характер, она детализирована и многогранна. Но, не следует абсолютизировать один вид классификаций, игнорируя все остальные. Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную классификацию. Примером может служить классификация отклонений в развитии Н.Я. Семаго и М.М Семаго. Авторы несколько видоизменили систему В.В.Лебединского, одновременно введя в нее новые группы:

I. Недостаточное развитие:

1. тотальное недоразвитие (формы):

простой уравновешенный тип, аффективно-неустойчивый тормозимо-инертный тип;

2. задержанное:

темпово-задержанный (гармоничный инфантилизм),

неравномерно-задержанный тип развития (дисгармоничный инфантилизм);

3. парциальную несформированность высших психических функций, с преобладанием несформированности регуляторного, вербального и вербально-логического

компонента и с парциальной несформированностью смешанного типа.

II. Асинхронное развитие:

- дисгармоничное развитие экстрапунитивного, интрапунитивного и апатического типа.

- искаженное развитие с преимущественными нарушениями в эмоциональной и когнитивной сферах, а также с сочетанием того и другого.

III. Поврежденное развитие: - локальное повреждение

- диффузное поврежденное развитие.

Кроме того, в условиях экспериментальной (внешней) депривации значительно повышается психическая активность индивида. В ситуации врожденного и поздно утраченного зрения наблюдается нечто обратное — снижение активности, и прежде всего познавательной.

Понятие «социальная деривация», ее влияние на развитие психики ребенка.

Вместе с тем надо отметить, что ребенок, проявляющий признаки нарушенного развития, испытывает на себе влияние нескольких видов лишений. Прежде всего, это исходная депривационная ситуация, связанная с основным нарушением. Помимо этого для большинства детей с проблемами в развитии, особенно в дошкольном детстве, свойственна ситуация коммуникативной депривации. Очень часто раннее детство подобных детей протекает в замкнутом семейном кругу, ограниченном контактами с ближайшими родственниками, что весьма пагубно сказывается на характере психического развития ребенка, лишенного общения со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. К перечисленному следует добавить и нередкие ситуации эмоциональной депривации, обусловленные своеобразными личностными реакциями родителей на факт обнаруженных у ребенка отклонений. Отчаяние, безнадежность, бессилие иногда сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка со стороны одного или сразу двух родителей. Ребенок воспринимается как источник незаслуженных страданий, а потому внутренне не принимается. Отвержение может быть как неосознаваемым, так и тщательно скрываемым. И в том и в другом случае ребенок становится лишь объектом ухода, но не любви и воспитания. Эмоциональная черствость родителей представляет собой дополнительный негативный фактор, усугубляющий и без того сложную ситуацию развития детской психики

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье
Существует необходимость проведения исследования детско-родительских отношений в полных и неполных семьях. В процессе исследования была выдвинута гипотеза: детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются в эмоциональном плане, из-за недостаточности удиления внимания, любви и ласки своим детям. Родители в полных семьях принимают своих детей такими, какие они есть. Организац ...

Динамика развития уровня сформированности воображения по результатам контрольного этапа эксперимента
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез. Его основными задачами являлись: 1) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет; 2) проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Для реализации поставленных це ...

Применение теории А. Адлера в психокоррекции
А. Адлер во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам 3. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной работы. Человек, по А. Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации челове ...