К.Г.Юнг
Страница 2

Если для З.Фрейда бессознательное это - помойная яма, из которой, в лучшем случае, можно получить только удобрение, то для К.Юнга – оно подлинный источник творчества.

"… бессознательное, как совокупность всех архетипов, является хранилищем всего человеческого опыта, восходящего к его самым отдалённым истокам. Но это отнюдь не мертвые залежи, наподобие заброшенной кучи хлама, а живая, активная система реакций и диспозиций, определяющая жизнь индивидуума незаметным, а значит и более эффективным образом. Бессознательное – вовсе не гигантский исторический предрассудок, не какое-то априорное историческое условие; скорее оно служит источником инстинктов, ибо архетипы – всего лишь формы, принимаемые инстинктами. Из живого источника инстинкта льётся всё творческое; стало быть, бессознательное не просто обусловлено историей, но само порождает творческий импульс" [34, С.54].

Но человек, ограниченный своим эго часто оказывается не способен принять и по достоинству оценить идущие из бессознательного творческие импульсы. Отсюда ряд проблем.

"Когда встречается ситуация, соответствующая данному архетипу, этот архетип активируется, - и тогда появляется компульсивность, которая, подобно инстинктивному влечению, добивается своего вопреки разуму и воле, а то и вообще приводит к конфликту патологических размеров, то есть к неврозу" [28, С.76].

По Юнгу бессознательное не противостоит сознанию, но стремиться уравновесить его отклонения от целостности.

"… бессознательные процессы находятся в компенсаторном отношении к сознательному уму" [31, С.137].

В своей работе "Символы трансформации" [32] Юнг анализирует записи молодой женщины, показывая нам, как архетипические силы проявляются в фантазиях, гипногогических видениях и сновидениях, и как эго реагирует на них. В своём анализе он привлекает очень богатый материал из мифологии, религии, антропологии и человеческой истории. Описанный случай закончился развитием выраженного шизофренического процесса. Юнг считает, что подобного финала можно было избежать, если бы человек относился более серьёзно к деятельности своего внутреннего мира.

"Для постороннего наблюдателя совершенно ясно, что эти фантазии являлись продуктами деятельности психической энергии, не бывшими под контролем сознательного разума. Они представляли собой томление, тоску, побуждения и символические события, которые совершенно невозможно было оценить ни положительно, ни отрицательно. Инстинктивное побуждение, которое было попыткой извлечь сновидицу из детского сна, было встречено в штыки личной гордыней, которая была явно ни к месту, а также, что необходимо предположить, соответствующим узким моральным горизонтом, так что ничто не могло ей помочь понять духовное содержание символов. Наша цивилизация уже давно забыла о том, как думать символами" [32, С.433].

Карл Густав даёт следующий совет, относительно того, как поступать в подобных ситуациях.

"Для пациента в подобных ситуациях спасительной оказывается та из них, в которой сам доктор подступает к делу со всей серьёзностью и даёт пациенту возможность доступа к тем значениям, которые эти символы предлагают. Действуя таким образом, он даёт пациенту возможность ассимилировать по крайней мере часть бессознательного и исправить угрожающую диссоциацию даже и этим количеством. Одновременно эта ассимиляция защищает от опасной изоляции, которую чувствует каждый, когда сталкивается с непостигаемым и иррациональным аспектом своей личности. Изоляция ведёт к панике и уже одно это становится началом психоза. Чем шире зазор между сознательным и бессознательным, тем быстрее сползание к фатальному расщеплению и развалу личности, которая у невротически предрасположенных людей ведёт к неврозу, а у индивидов с психотической конституцией – к шизофрении и личностной фрагментации. Целью психотерапии поэтому является сужение и в конечном итоге избавление от диссоциации путём интеграции самих тенденций бессознательного в сознательный разум" [32, С.433-434].

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Виды и процессы памяти
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении): 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произво ...

Этапы научного исследования
Первый этап (2003-2004 гг.) – организационно-аналитический, был связан с изучением состояния проблемы в педагогической теории и практике, с разработкой методологических основ исследования, в т.ч., системного и синергетического подходов и социокультурной среды воспитания современной молодежи. Это этап поиска и обоснования условий. Основное внимание сосредоточили на определении цели, разработке ги ...

Цель и задачи воспитательной работы с личным составом внутренних войск. Задачи офицера-воспитателя Вооруженных Сил России на современном этапе
Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ понимается совокупность ос­новных видов и направлений воспи­тания: государственно-патриоти­ческого, воинского, нравственного, правового, экономического, эстети­ческого, физического и экологическо­го. Содержание воспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) Министерства обороны Российской Федерации формируется на основе ...