Опасности первых лет жизни
Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Поэтому призываем родителей быть, в этом плане особенно бдительными. На практике встречается много случаев, когда мама обращается по поводу общего нездоровья ребенка: плачет все время, плохо спит, отказывается от еды. При осмотре малыша, казалось бы, все в порядке: никаких признаков простуды, желудок, сердце - все в норме. После расспросов - где гулял, с кем, как играет и т. д. - выясняется, что несколько дней назад (она даже обычно не помнит точно, когда) малыш упал и, видимо, сильно ударился головой. За этим следует немедленная госпитализация, многочисленные диагностические исследования и длительное лечение. Не всегда, к сожалению, оно приносит максимальный эффект. А ведь все могло бы быть куда проще, обратись родители немедленно к врачу.
Следует помнить, что травмы головы могут нарушить деятельность мозга в любом возрасте, но в период созревания, то есть до 12 лет, они особенно опасны. Отрицательно сказываются на формировании мозга и любые заболевания в младенчестве, если они проходят с длительной высокой температурой, а также прием некоторых сильнодействующих препаратов. Невропатологи считают, что целый ряд хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма (тяжелая), нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, а также частые пневмонии, нефропатии, нередко становятся факторами, негативно влияющими на нормальную работу мозга.
Когда ребенок подрастает (где-то после двух лет), на развитие и становление его психики начинает оказывать серьезнейшее влияние окружающая обстановка, в первую очередь, естественно, в семье, характер отношений с взрослыми. Безусловно, если малыш живет среди людей, постоянно конфликтующих друг с другом, отголоски этих конфликтов (как бы взрослые ни старались их скрыть, а зачастую они не очень-то и скрывают) обязательно доносятся до него и каждый раз больно ранят его душу. Даже если ребенок и не очень вникает в ситуацию, обстановка раздора и вражды всегда очень пагубна и болезненна. Совсем плохо, когда все это проходит на фоне бесконечных попоек и бражничества. Из этих наблюдений можно сделать вывод, что значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических моментов, и, прежде всего семейной обстановки.
Причиной развития психопатологии может стать и другая крайность, когда ребенок становится в доме центром Вселенной, когда все подчинено его желаниям, когда с ним носятся, постоянно опекают, стараются угодить. Какими бы ни были биологические задатки малыша, при таком воспитании он теряет чувство реальности и контроля. А вот разумное, правильное воспитание может в таком возрасте компенсировать даже серьезную патологию.
К интересному выводу пришли западные ученые Р.Кинг и Д. Ношпич. Оказывается, не последнюю роль в том, как ребенок преодолеет наметившиеся в его психике проблемы, играет материальная обеспеченность и бытовые условия. Они установили, что у многих детей из семей, где достаток выше, последствия патологии, возникшей в течение беременности или во время родов, исчезают к моменту поступления в школу, тогда как у детей из неблагополучных в этом отношении семей они продолжают сохраняться.
Другое по теме:
Анализ результатов
исследования
Анализ результатов исследования опросника «Родителей оценивают дети» (РОД)
Особенности взаимоотношений родителей с подростками (с точки зрения детей) представлены в таблице 4, из которой видно, что, по представлению подростков, у их родителей наиболее выражены минимальность санкций (40%) и воспитательная неуверенность (37,5%), так же имеет место гиперпроекция (25%), недостаточность требований-з ...
Суммы
35
29
26
90
Примечания: Н – низкий уровень физической агрессии; Ср – средний уровень; В – высокий уровень физической агрессии. Аналогично мы произвели расчет эмпирических и теоретических частот для остальных показателей агрессивных реакций: косвенной агрессии (Приложение 4), раздражительности (Приложение 5), негативизма (Приложение 6), обиды (Приложение 7), подозрительности ...
Исследование способности к прогнозированию и агрессии у подростков
Полученные в ходе исследования эмпирические данные представлены в таблице первичных эмпирических данных (Приложение 3). Проанализируем результаты исследования способности к прогнозированию и агрессии у подростков.
При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 (31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровн ...