Понятие профессионализма
Страница 1

В сочетании с рассмотрением понятия профессионализма, мы рассмотрим также те личностные качества, которые необходимы профессионалу-психологу и которых мы касаемся в нашем исследовании.

В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.), В психологии труда и смежных областях психологии появились исследования, посвященные профессиональной деятельности, требованиям профессии, профессиональному отбору и подготовке (работы В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеер, Ю.К. Стрелкова и др.) [9, 10, 12, 14, 15, 17]. Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально-важных качеств (ПВК), их формированием и оценкой. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал. В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека.

Личность не может развиваться в отрыве от деятельности. Труд сопровождает человека на протяжении всей его жизни и определяет его развитие. В процессе труда человек и становится профессионалом.

Как субъект труда человек развивается с самого раннего детства. И каждый возрастной период в жизни человека может повлиять на развитие у него разного рода способностей и на дальнейшее формирование его как профессионала.

Е А. Климов предложил периодизацию развития человека как субъекта труда. [12, 18, 19].

Стадия предыгры (от рождения до 3х лет) - происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия игры (от 3х до 6-8 лет) - происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.)

Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет) - интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т.п.

Стадия оптации (от лат. optatio - желание, выбор; от 11-12 до 14-18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального определения является оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный. Как отмечает сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии".

Так же, по мере своего развития и взросления, профессионального определения и вхождения в профессиональную деятельность, человек, по мнению Е.А. Климова проходит следующие стадии, характеризующие степень успешности развития личности в профессиональной деятельности:

Стадия адепта - профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

Стадия адаптанта - вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3х лет.

Стадия интернала - вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

Стадия мастера - когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Ролевое поведение как механизм социализации. Эксперимент Ф.Зимбардо
В качестве одного из механизмов социализации в интеракционистском направлении социальной психологии рассматривается роль. Т.Шибутани (7) дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что чел ...

Особенности формирования и проявления агрессии в подростковом возрасте
В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и индивидуальные условия. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко ...

Методы эффективного самоконтроля поведения
Люди всегда заинтересованы в том, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью. К сожалению, однако, далеко не все имеют адекватные навыки самоконтроля и поэтому живут не столь эффективно, как могли бы. Например, некоторые едят слишком много, другим никак не удается регулярно заниматься гимнастикой, а у кого-то отсутствуют навыки обучения. Большинство этих людей, если не все, хотели бы изменить н ...