Понятие профессионализма
Страница 1

В сочетании с рассмотрением понятия профессионализма, мы рассмотрим также те личностные качества, которые необходимы профессионалу-психологу и которых мы касаемся в нашем исследовании.

В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.), В психологии труда и смежных областях психологии появились исследования, посвященные профессиональной деятельности, требованиям профессии, профессиональному отбору и подготовке (работы В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеер, Ю.К. Стрелкова и др.) [9, 10, 12, 14, 15, 17]. Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально-важных качеств (ПВК), их формированием и оценкой. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал. В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека.

Личность не может развиваться в отрыве от деятельности. Труд сопровождает человека на протяжении всей его жизни и определяет его развитие. В процессе труда человек и становится профессионалом.

Как субъект труда человек развивается с самого раннего детства. И каждый возрастной период в жизни человека может повлиять на развитие у него разного рода способностей и на дальнейшее формирование его как профессионала.

Е А. Климов предложил периодизацию развития человека как субъекта труда. [12, 18, 19].

Стадия предыгры (от рождения до 3х лет) - происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия игры (от 3х до 6-8 лет) - происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.)

Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет) - интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т.п.

Стадия оптации (от лат. optatio - желание, выбор; от 11-12 до 14-18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального определения является оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный. Как отмечает сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии".

Так же, по мере своего развития и взросления, профессионального определения и вхождения в профессиональную деятельность, человек, по мнению Е.А. Климова проходит следующие стадии, характеризующие степень успешности развития личности в профессиональной деятельности:

Стадия адепта - профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

Стадия адаптанта - вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3х лет.

Стадия интернала - вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

Стадия мастера - когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Диагностика, профилактика и превенция суицида
«…Если плохо, в жизни нет цели, желаний, стремления… Просто вообще нет ничего, тогда самоубийство становится главным вопросом…» Альбер Камю В этой главе я решила, во-первых, раскрыть примерную схему формирования суицидальной мотивации, а во-вторых, рассказать о тех важных признаках, заметив которые можно определить, что подросток настроен на суицид. Итак, формирование суицидальной мотивации ...

Прямые неимперативные формы воздействия
К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение. Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях субъектам (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа старший по возрасту или должности просит, тем самым показывается зависимость просящего от ...

Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска
«Каждый из видов деятельности, будучи более или менее своеобразен по своей природе в целом, более или менее своеобразен и в психологическом отношении, у каждого из них свои навыки, автоматизированная «техника», свои более или менее специфические интеллектуальные задачи и процессы и свои формы творчества»12 В ходе мышления решаются не только готовые проблемы и задачи, но и ставятся новые для пос ...