Понятие профессионализмаСтраница 2
Стадия авторитета - работник лучший среди мастеров. Не каждый работник может достичь этого уровня.
Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них лучшую часть своей души.
В свою очередь, освоение человека в профессии не происходит одномоментно.А.К. Маркова выделяет основные этапы освоения человека в профессии:
Адаптация человека к профессии.
Самоактуализация человека в профессии - выработка индивидуальной профессиональной нормы.
Гармонизация человека в профессии - человек легко выполняет задания по освоенным технологиям.
Преобразование, обогащение человеком своей профессии - уровень творчества (значительную роль на этом уровне играет индивидуальный стиль деятельности).
Этап свободного владения несколькими профессиями - специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится наставником. [15, 18, 19].
Мы исходим из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом - развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма - специфического свойства, характеризующего человека-профессионала. В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы под термином "профессионализм" подразумевают высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения. Именно сложность трудовых функций для человека и предает деятельности профессиональный характер. [9, 10, 17].
Таким образом, сложность труда, диктующая необходимость длительной профессиональной подготовки субъекта, а также необходимость наличия у него определенных свойств, обеспечивающих успешность в этой деятельности, является основным признаком, позволяющим дифференцировать профессиональную деятельность от простого трудового занятия. В процессе профессионализации человека происходит возникновение и проявление свойства, отражающего степень индивидуальных возможностей решать профессиональные задачи на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение заданного времени. Таковым свойством является индивидуальный профессионализм. Таким образом, под профессионализмом нами понимается свойство человека, выполняющего сложную, не всем доступную работу на высоком уровне - систематически, эффективно и надежно. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. В феномене профессионализма отражена такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Поэтому, в общем случае, профессионализм следует рассматривать в двух аспектах:
1) как продукт индивидуального профессионального развития человека;
Другое по теме:
Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у
детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития
памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрасте
«Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
По мнению Л. С. Выготского (1930), память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ...
Асинхрония развития
Современная «классификация психических и поведенческих расстройств» международной системы болезней десятого пересмотра», МКБ-10, 1992 принятой Всемирной организацией здравоохранения и действующей в настоящее время. Она относится к классу эмпирических и содержит несколько разделов. I. - УО, дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая, а также «другая» и «неуточ ...
Неформальные группы, их существование.
Одной из главных проблем организации является наличие у ООО «Строитель», как и у большинства компаний, неформальных групп. Приведем слабые, сильные стороны организации.
Сильные стороны –
1. большой штат сотрудников
2. у каждого сотрудника есть своя цель
3. цели работников совпадают с целями организации
4. чётко сформулированная стратегия
5. высококвалифицированные работники
Слабые стороны ...


