Понятие профессионализма
Страница 2

Стадия авторитета - работник лучший среди мастеров. Не каждый работник может достичь этого уровня.

Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них лучшую часть своей души.

В свою очередь, освоение человека в профессии не происходит одномоментно.А.К. Маркова выделяет основные этапы освоения человека в профессии:

Адаптация человека к профессии.

Самоактуализация человека в профессии - выработка индивидуальной профессиональной нормы.

Гармонизация человека в профессии - человек легко выполняет задания по освоенным технологиям.

Преобразование, обогащение человеком своей профессии - уровень творчества (значительную роль на этом уровне играет индивидуальный стиль деятельности).

Этап свободного владения несколькими профессиями - специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится наставником. [15, 18, 19].

Мы исходим из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом - развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма - специфического свойства, характеризующего человека-профессионала. В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы под термином "профессионализм" подразумевают высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения. Именно сложность трудовых функций для человека и предает деятельности профессиональный характер. [9, 10, 17].

Таким образом, сложность труда, диктующая необходимость длительной профессиональной подготовки субъекта, а также необходимость наличия у него определенных свойств, обеспечивающих успешность в этой деятельности, является основным признаком, позволяющим дифференцировать профессиональную деятельность от простого трудового занятия. В процессе профессионализации человека происходит возникновение и проявление свойства, отражающего степень индивидуальных возможностей решать профессиональные задачи на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение заданного времени. Таковым свойством является индивидуальный профессионализм. Таким образом, под профессионализмом нами понимается свойство человека, выполняющего сложную, не всем доступную работу на высоком уровне - систематически, эффективно и надежно. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. В феномене профессионализма отражена такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Поэтому, в общем случае, профессионализм следует рассматривать в двух аспектах:

1) как продукт индивидуального профессионального развития человека;

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Влияние рок-музыки на организм человека. Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику: 1. Жесткий ритм 2. Монотонные повторения 3. Громкость, сверхчастоты 4. Светоэффект 1. Ритм - одно из сильных способов воздействия ...

Особенности развития внимания
Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях. Исходя из особенностей внимания учащихся начальных классов, можно указать и некоторые пути его воспитания. Большое значение для развития внимания имеют внешние условия, благоприятные для продуктивных учебных занятий ...

Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослый
Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для х ...