Понятие профессионализма
Страница 3

2) как продукт развития профессионального сообщества и профессии как социального института. [9, 10, 17].

Мы рассматриваем профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении. Профессионализм человека - это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.

А.К. Маркова выделяет несколько уровней профессионализма:

1. допрофессионализм - человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала;

2. профессионализм - человек - профессионал. Стабильно работает и выполняет все, что от него требуется;

3. суперпрофессионализм - творчество, личностное развитие, вершина профессиональных достижений;

4. непрофессионализм, псевдопрофессионализм - внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек производит либо много "брака", либо сам деградирует как личность;

5. послепрофессионализм - человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс - профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов.

Этап творческого определения себя как личности - профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы. [15, 18, 19].

Существуют определенные психологические механизмы профессионального развития. Психологические исследования развития взрослого человека в рамках профессии (профессиональной деятельности), в основном, акцентируют свое внимание на разнообразных познавательных и личностных приобретениях, возникающих в этом процессе. Таких как профессиональное самоопределение, появление новых знаний, умений и навыков, последовательность (стадиальность) становления различных форм профессионализма, способы планирования карьерного роста, накопление неповторимого опыта, развитие специальных способностей и многое другое (Е.А. Климов, 1996; А.А. Бодалев, 1993; Я.Л. Коломинский, 1986; Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала, 1991). В качестве примера можно привести быстрое развитие личностной рефлексии у начинающих психологов-практиков по сравнению с педагогами (Оборина, 1995). При таком взгляде феномен "профессионального развития" (развития в связи с нарастающей профессионализацией) представляет собой становление специализированных новообразований в различных сферах психики: в познавательной сфере, мотивации, системах регуляции поведения и деятельности и т.д.

Не секрет, что, так же как и другие индивидуальные особенности личности на профессионализм влияет уровень мотивации. Обоснована необходимость использования новых методов оценки профессиональной мотивации для определения индивидуально своеобразных характеристик ценностно-смысловых конструктов различных мотивов, особенности субъектной рефлексии в раскрытии содержательных сторон побудительной активности индивида.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко представлены материалы теоретического изучения мотивации и, в частности, суждения о ней как комплексном феномене, связанном с когнитивной, эмоциональной и волевой сферами личности; об особенностях зарождения, формирования и проявления мотивов. О роли "мотиваторов" - психологических факторов (нравственный контроль, предпочтения, интересы и т.п.), участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие человеком той или иной линии поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Методика определения мотивационной готовности к обучению в школе. Романова Е.С.
Данная методика направлена на определения мотивационной готовности детей, включает в себя: Желание учиться, занять новую социальную позицию школьника; правильные, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности. Познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности. Методика состоит из 4 заданий. В результате обследования экспериментальной группы & ...

Психологическая мысль в средние века
Крушение античной цивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена большая часть достигнутых знаний. Вначале исчезла потребность читать книги. Вскоре никто уже не мог их и понять. Их сжигали, чтобы нагреть воду в общественных банях, или уничтожали другими способами. Жестокие удары по античн ...

Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту). Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту. В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных о ...