Понятие профессионализма
Страница 3

2) как продукт развития профессионального сообщества и профессии как социального института. [9, 10, 17].

Мы рассматриваем профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении. Профессионализм человека - это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.

А.К. Маркова выделяет несколько уровней профессионализма:

1. допрофессионализм - человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала;

2. профессионализм - человек - профессионал. Стабильно работает и выполняет все, что от него требуется;

3. суперпрофессионализм - творчество, личностное развитие, вершина профессиональных достижений;

4. непрофессионализм, псевдопрофессионализм - внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек производит либо много "брака", либо сам деградирует как личность;

5. послепрофессионализм - человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс - профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов.

Этап творческого определения себя как личности - профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы. [15, 18, 19].

Существуют определенные психологические механизмы профессионального развития. Психологические исследования развития взрослого человека в рамках профессии (профессиональной деятельности), в основном, акцентируют свое внимание на разнообразных познавательных и личностных приобретениях, возникающих в этом процессе. Таких как профессиональное самоопределение, появление новых знаний, умений и навыков, последовательность (стадиальность) становления различных форм профессионализма, способы планирования карьерного роста, накопление неповторимого опыта, развитие специальных способностей и многое другое (Е.А. Климов, 1996; А.А. Бодалев, 1993; Я.Л. Коломинский, 1986; Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала, 1991). В качестве примера можно привести быстрое развитие личностной рефлексии у начинающих психологов-практиков по сравнению с педагогами (Оборина, 1995). При таком взгляде феномен "профессионального развития" (развития в связи с нарастающей профессионализацией) представляет собой становление специализированных новообразований в различных сферах психики: в познавательной сфере, мотивации, системах регуляции поведения и деятельности и т.д.

Не секрет, что, так же как и другие индивидуальные особенности личности на профессионализм влияет уровень мотивации. Обоснована необходимость использования новых методов оценки профессиональной мотивации для определения индивидуально своеобразных характеристик ценностно-смысловых конструктов различных мотивов, особенности субъектной рефлексии в раскрытии содержательных сторон побудительной активности индивида.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко представлены материалы теоретического изучения мотивации и, в частности, суждения о ней как комплексном феномене, связанном с когнитивной, эмоциональной и волевой сферами личности; об особенностях зарождения, формирования и проявления мотивов. О роли "мотиваторов" - психологических факторов (нравственный контроль, предпочтения, интересы и т.п.), участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие человеком той или иной линии поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Необходимые условия для развития личности ребенка
Американский психотерапевт Жан Ледлофф ввела термин «врожденные ожидания». Она пишет: «Рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Ожидания проявляются в самом строении человеческого тела. Можно сказать, что легкие ожидают кислорода, глаза – это ожидание света, уши – ожидание звуковых волн, включ ...

Теоретическая часть. Теории игры. Теория игры К. Грооса
Это теория упражнения или самовосприятия. Основные положения теории Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирождённым особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста у высших живых существ прирожд ...

Познавательная роль дедукции
Дедукция играет большую роль в мышлении и практической жиз­ни. В дедукции особенно ярко обнаруживается активность мышле­ния. Исходя из обобщенного опыта, из практически проверенных на­учных положений выводится новое знание, в истинности которого мы уверены помимо непосредственной проверки каждого отдельно­го случая. Без такой уверенности невозможно было бы использовать прошлые знания людей, не ...