Понятие профессионализма
Страница 3

2) как продукт развития профессионального сообщества и профессии как социального института. [9, 10, 17].

Мы рассматриваем профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении. Профессионализм человека - это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.

А.К. Маркова выделяет несколько уровней профессионализма:

1. допрофессионализм - человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала;

2. профессионализм - человек - профессионал. Стабильно работает и выполняет все, что от него требуется;

3. суперпрофессионализм - творчество, личностное развитие, вершина профессиональных достижений;

4. непрофессионализм, псевдопрофессионализм - внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек производит либо много "брака", либо сам деградирует как личность;

5. послепрофессионализм - человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс - профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов.

Этап творческого определения себя как личности - профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы. [15, 18, 19].

Существуют определенные психологические механизмы профессионального развития. Психологические исследования развития взрослого человека в рамках профессии (профессиональной деятельности), в основном, акцентируют свое внимание на разнообразных познавательных и личностных приобретениях, возникающих в этом процессе. Таких как профессиональное самоопределение, появление новых знаний, умений и навыков, последовательность (стадиальность) становления различных форм профессионализма, способы планирования карьерного роста, накопление неповторимого опыта, развитие специальных способностей и многое другое (Е.А. Климов, 1996; А.А. Бодалев, 1993; Я.Л. Коломинский, 1986; Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала, 1991). В качестве примера можно привести быстрое развитие личностной рефлексии у начинающих психологов-практиков по сравнению с педагогами (Оборина, 1995). При таком взгляде феномен "профессионального развития" (развития в связи с нарастающей профессионализацией) представляет собой становление специализированных новообразований в различных сферах психики: в познавательной сфере, мотивации, системах регуляции поведения и деятельности и т.д.

Не секрет, что, так же как и другие индивидуальные особенности личности на профессионализм влияет уровень мотивации. Обоснована необходимость использования новых методов оценки профессиональной мотивации для определения индивидуально своеобразных характеристик ценностно-смысловых конструктов различных мотивов, особенности субъектной рефлексии в раскрытии содержательных сторон побудительной активности индивида.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко представлены материалы теоретического изучения мотивации и, в частности, суждения о ней как комплексном феномене, связанном с когнитивной, эмоциональной и волевой сферами личности; об особенностях зарождения, формирования и проявления мотивов. О роли "мотиваторов" - психологических факторов (нравственный контроль, предпочтения, интересы и т.п.), участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие человеком той или иной линии поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Введение.
Актуальность темы . Каждый год в России регистрируется 500–600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, и ...

Диагностика особенностей мышления испытуемых
В процессе анализа результатов по методике «Мышление и речь» мы ориентировочно можем выявить понимание множественности предметов, наличие понятия "один - много", а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Представим полученные количественные результаты в виде таблицы. Таблица 7 ...

Условия разговорной психотерапии
Большое значение имеют три базовых условия разговорной психотерапии, разработанные Карлом Р. Роджерсом (1957): 1. Подлинное, человеческое реагирование. 2. Добросердечное отношение и понимание пациента. 3. Вербализация чувств пациента. >> Способы усиления личности 1. Аналогия. Это процесс доказательства, идущий от какоголибо сходства с тем, что известно, к сходству или кажущемуся сходс ...