Социальная ситуация развития как предпосылка формирования агрессивного поведения подростков. Проблема кризиса в подростковом возрасте
Страница 1

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Социальная ситуация развития как предпосылка формирования агрессивного поведения подростков. Проблема кризиса в подростковом возрасте

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст (11 - 15 лет). В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок[19].

Подростковый период - это остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции развития.

С одной стороны для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребёнка, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны подростковый возраст отличается массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребёнка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, ощутимо расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т. д.[20].

В своё время Д.Б. Эльконин[21], развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, предложил рассматривать возрастную периодизацию психического развития, исходя из трёх основных критериев:

а) личностные новообразования;

б) ведущая деятельность;

в) социальная ситуация развития.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я – концепция».

Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 - 13 лет)[22].

Чувство взрослости проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все - и взрослые и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию.

«Кризис зависимости», по мнению А.М. Прихожан, – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок»[23].

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам чёткий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Примерно в 11 - 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

Образы «Я», которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны - они отражают всё богатство его жизни. Физическое «Я», т. е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со ...

Составить характеристику индивидуально-психологических свойств личности на основе тестов, увязав ее с особенностями своей профессиональной деятельности
Этапы выявление соответствия индивидуальных психологических свойств к требованиям профессии. 1.Был проведен опрос экспертов. По результатам опроса выявлены профессионально важные свойства личности маркетолога. Психограмма (психологический портрет профессии) Св-ва личности Степень выраженности 1. темперамент; 7 2. характер; 8 3. способности; 10 4. направленность; 6 5. интеллектуальность; ...

Виды внимания и их характеристика
Непроизвольное внимание Каковы причины возникновения, пробуждения непроизвольного внимания? Обычно в жизненных ситуациях, в деятельности имеется сложный комплекс причин, тесно связанных друг с другом. Для анализа их можно разделить, несколько условно, на различные группы. [15, с. 162] К первой группе причин, способных вызвать и поддерживать непроизвольное внимание, относятся особенности самого ...